ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"…

СодержаниеВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА І. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ…………….4
1.1. Организационные формы обучения в ВУЗе……………………….4
1.2. Понятие, формы и виды лекции как основной формы обучения..8
1.2.1. Нетрадиционные формы лекций………………………………..…11
1.2.2. Контроль прочности усвоения знаний, полученных в ходе лекции…………………………………………………………………………….20
ВЫВОДЫ ПО І ГЛАВЕ…………………………………………………..23
ГЛАВА ІІ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"…………………………………………………………………24
2.1. Лекция по предмету "Педагогическая психология"..................…..24
2.2. Описание проведенного исследования по выявлению мнения студентов о лекции…………………………………………………………...….25
2.3. Обработка и анализ полученных в ходе исследования результатов……………………………………………………………………….27
ВЫВОДЫ ПО ІІ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36


ВведениеНа сегодняшний день проблема психологического образования стоит как никогда остро. Если в последние три-пять лет акцент проблемы смещался больше в сторону утверждения психологии как отдельной специальности, которую можно было бы преподавать в рамках ВУЗов, то сейчас основная задача состоит в поиске квалифицированных специалистов-преподавателей, способных профессионально доносить психологическое знание слушателям своих дисциплин. При этом в качестве основного требования, выдвигаемого к работе преподавателей, выступает требование оптимального сочетания удельного веса теории и практики в структуре излагаемой ими дисциплины, поскольку в настоящее время наблюдается значительный перекос в преподавании психологии на теоретическую часть. Следовательно, главная задача преподавателя-профессионала - обучить слушателей в первую очередь практическим навыкам, умению использовать научное профессиональное знание в неакадемической среде. Таким образом, акцент в преподавании делается на прикладной аспект профессиональной деятельности и на принесение практической пользы обществу в целом.
Психологическое образование в своем распоряжении имеет множество различных методов и методик обучения, но как и каждая специализация в дисциплинарно структурированном образовании (биологическая, физическая и т.п.) имеет и свою специфику, которая закономерно определяется самим предметом науки. Предмет изучения психологии - это прежде всего психическая реальность Другого человека. Познание этой реальности, работа с внутренним миром другого человека требуют от психолога-практика умений и навыков в применении различных психологических техник, методов, приемов. На наш взгляд, именно овладение студентами приемами, методами, техниками психологической практики, представляет одну из наиболее актуальных задач современного психологического образования.
В учебном процессе, в том числе на лекциях, важно доброжелательная атмосфера познания, взаимное доверие, одобрение, творческая обстановка [2; С. 25].
Актуальность темы, выбранной нами для исследования в данной курсовой работе обуславливается тем, что на сегодняшний день эффективность лекционного метода обучения изучена только в общих чертах. Нет данных об индивидуальной особенности степени усвоения лекционного материала, физиологических пределах её колебания, факторах, обусловливающих ее изменчивость, оптимальной информационной нагрузке на одну лекцию. Тщательный анализ этих вопросов даст исключительно важную информацию по оптимизации лекционного метода обучения, позволит внести необходимые коррективы в чтение последующих лекций.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить опыт использования лекции как формы обучения студентов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
" Изучить имеющуюся психолого-педагогическую информацию по теме исследования;
" Описать основные формы и методы обучения;
" Рассмотреть лекцию как основную форму обучения в ВУЗе;
" Провести исследование по по выявлению мнения студентов о лекции.
Предмет исследования: лекция как формы обучения студентов.
Объект исследования: формы обучения студентов.
Основные методы исследования: наблюдение, изучение опыта, анкетирование.
В ходе работы нами была выдвинута следующая гипотеза: процесс создания лектором положительного психологического климата в аудитории способствует эффективности усвоения студентами материала лекции.
Список литературы1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1993. - 328 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им.С.М.Ки- рова, 2004. - 216 с.
5. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 151 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272 с.
7. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек - в принцы. Нейро-лингвистическое программирование/ Под ред. С. Андреас. Пер. с англ. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994. - 452 с.
8. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.
10. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983. - 263 с.
11. Кочегарова Е.Д. Проблемы преподавания историко-правовых дисциплин //Сборник научных трудов преподавателей, сотрудников и студентов Благовещенского филиала НОУ ВПО Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы. Вып.5. Ч.3. Благовещенск: -Райчихинск: ИП Березина Т.А., 2007. - С. 58-63.
12. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. - 352 с.
13. Калашников А.Г. Методы преподавания общественных наук и пути повышения их эффективности. - М.: Прогресс, 1989. - 347 с.
14. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 246 с.
15. Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга/ Кобзева В., Баранова Г. - М.: Издательство "Добрая книга", 2006 г. - 456 с.
16. Леонович Н.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. М., Высшая школа, 1979. - 432 с.
17. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 256 с.
18. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: УРАО, 2000. - 355 с.
19. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
20. Ночевник M. H. Социально-психологический климат коллектива как фактор воспитания. - Вопросы философии, - 1978, - № 8, - С. 18.
21. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . - 317 с.
22. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В. Буланова - Топоркова. Ростов - на Дону; Феникс, 2002. - 539с.
23. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
24. Психологическое образование: контексты развития./ БГУ. ЦПРО БГУ; Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. - Мн. Технопринт, 1999. - 168 с.
25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. - Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для психологов и педагогов. Издательство "Питер" 2001. - 416 с.
26. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. - 1999. - № 6. - С.55-62.
27. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия". - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 541 с.
29. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. - 1977. - № 1. - С. 21-35.
30. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала. - Киев, 1981. - 219 с.