Эмпирическое исследование целесообразности безотметочного оценивания в средней школе67

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические основы контроля знаний учащихся в преподавании иностранных языков 6
1.1. Контроль знаний как педагогическая и методическая проблема 6
1.2. Функции и виды контроля 9
1.3 Современные подходы к контролю 16
Глава 2. Эмпирическое исследование целесообразности безотметочного оценивания в средней школе 21
2.1. Методика и организация исследования 21
2.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 26
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 39
ВведениеВ методической литературе все чаще появляются статьи учителей, рассматривающие об опыте использования различных форм и методов проверки знаний учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку.
Поэтому одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, с другой стороны, являются важнейшим условием успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся.
На сегодняшний день ведущим методом контроля знаний учащихся выступает отметка, которая, однако, чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, и не служит показателем его достижений в процессе обучения.
Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к контролю учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов его реализации в современной школе.
К проблеме контроля в период обучения в школе обращались такие известные педагоги как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов и многие другие. Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день.
В связи с вышеизложенным целью работы является рассмотрение способов контроля учебной деятельности школьников.
Гипотеза: безоценочный контроль знаний в средней школе способствует повышению учебной и познавательной мотивации учащихся.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений
2. проанализировать формы и методы организации оценки учебных достижений школьников
3. путем эмпирического исследования изучить целесообразность безотметочного контроля знаний в средней школе.
Предмет исследования - формы контроля знаний школьников.
Объект исследования: процесс обучения.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Амонашвили Ш.А., Богуславский М.Ю., Виноградова Н.Ф., Воронцов А.Б., Самойленко Т.Г., Смородинова З.И., Шорохова М.П., Коротаева Т.В. и др.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ и синтез, тестирование, организация опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём суждения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при разработке проблем школьного обучения, а также в учебно-познавательной деятельности в процессе чтения лекций по курсам педагогики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения - вывода и списка используемой литературы.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Владос, 2010. - 500с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 2008. - 479с.
3. Богуславский М.Ю. Школьный балл: Проблемы и решения//Педагогический вестник.- 2008. -№3 - с. 36-40
4. Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. - М.: Дрофа, 2010. - 490с.
5. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, № 7, 2009. - С.66-70
6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М.: Наука, 2007. - 216с.
7. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Методист. - 2002 - №1. - С.29-34.
8. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Под ред. Леднева В. С. и др. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,2008. - 336с.
9. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 192с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних учебных заведений.- М.: Академия. - 2005. - 176с.
11. Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся //Завуч для администрации школ.- 2007.-№8. - С.27
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
13. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
14. Красновский Э.А.О единой системе контроля учебной подготовки школьников /Э.А. Красновский // Оценка качества образования.- 2008.-№4. - С.47-51
15. Крылов Л.А. Психология. - М.: Психология, 2000. - 760с.
16. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М. Педагогическое общество России, 2010. - 121 с.
17. Леженина Г.В. Контроль знаний в классах технологического профиля обучения /Г.В. Леженина // Профильная школа.- 2010.-№3. - С.21-24
18. Марков Н.С. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся /Н.С. Марков //Завуч для администрации школ. - 2009. -№7. - С.40-52
19. Маршанова Г.А. Формы и приемы текущего контроля знаний / Г.А. Маршанова // Химия в школе. - 2008.-№7. - С.8-14
20. Оценка без отметки. Сборник. Составитель О. Варшавер. - М.: ЦГЛ, 2005. - 280с.
21. Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения.- М.; Владас. - 2010. - 866с.
22. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер,2006. - 544 с.
23. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка - М.: АПК и ПРО, 2004. - 76с.