Использование заданий производственного характера на уроках спецтехнологии для формирования познавательной активности будущих электрослесарей подземных. 45

СодержаниеВведение............................................................................................................................3
Глава I. Теоретическая часть..........................................................................................6
1.1. Анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.................6
1.2. Активные формы и методы обучения....................................................................13

Глава II. Опыт работы преподавателя спецтехнологии
по формированию познавательной активности
при подготовке будущих электрослесарей подземных.................................................17
2.1. Приемы использования заданий производственного характера
на уроках спецтехнологии...............................................................................................17


Заключение......................................................................................................................26
Список литературы..........................................................................................................27
Приложения......................................................................................................................28


ВведениеКачество подготовки квалифицированных рабочих в училище во многом предопределено организацией учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, научным уровнем преподавания учебных дисцип-лин. Успешному решению задач подготовки будущих рабочих способствует целостный системный подход к совершенствованию структуры и содержания форм, методов и средств обучения, а также воспитания учебно-производственной и материальной базы.
Задача преподавателя дать им образование, специальность, привить интерес к профессии и труду, вы-работать стремление к творчеству и самостоятельности. Это вызывает необходимость более полной реализации в учебно-воспитательном процессе: соединение обучения с производительным трудом, осуществление связи теории и практики, развитие познавательной активности в обучении, обеспечение единства и взаимосвязь про-фессиональной общеобразовательной подготовки, всестороннее развитие в процессе обучения..
Результативность подготовки учащихся в профтехучилищах будет зависеть от того какую позицию в процессе овладения профессией - активную или пассивную - занимают учащиеся. Вызывает затруднения при-менение на практике полученных знаний,, полученных на уроках, при решении конкретных производственных задач. Поэтому формы и методы обучения должны способствовать побуждению учащихся к активному обуче-нию и приобретают решающее значении в достижении цели, учитывая квалификационную характеристику электрослесаря подземного 3 и 4 разряда. При решении этой задачи возникает противоречие между требова-ниями социального и научно-технического прогресса к профессиональным качеством личности современного рабочего и методической базой, их формирование вызывает необходимость внедрения эффективных организа-ционных форм, методов и средств формирования профессиональной активности при подготовки будущих ра-бочих.
Понятие "познавательная активность" раскрывает сущность активной, целенаправленной, преобра-зующей, самоуправляемой деятельности учащихся и не характеризует в полной мере особенности активного овладения профессией, которые присуще педагогике профтехобразования..
Поэтому, осуществляя подготовку молодой смены рабочего класса, для активного участия в производительном труде, надо решить задачу формирования всесторонне развитых технически грамотных и квалифицированных рабочих владеющих профессиональным мастерством глубокими знаниями основ производства.
Исходя из требований предъявленных к современному рабочему, необходимы следующие меры:
" изменение содержания образования в связи с обновлением техники и технологии, внедрение вычис-лительной техники, совершенствование приемов и методов труда;
" необходимость готовить учащихся к активному участию в профессиональной и общественной дея-тельности, к тем формам общения, когда стираются грани между умственным и физическим тру-дом, взаимосвязь геодезического и производственного обучения общеобразовательной и профессио-нальной школой - характерное для педагогики понятие "профессиональная активность" - интеграль-ное качество профессиональной деятельности личности, отражающее ее профессиональную подго-товку, нравственный уровень;
" подготовка учащихся к непрерывному образованию, следовательно, формировать профессиональ-ный интерес и обучать способам его удовлетворению;
Профессиональная активность проявляется в устойчивости профессиональных качеств и готовности к труду по профессии, в положительном отношении к содержанию и процессу профессиональной деятельности на эффективное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками их совершенствование в раз-витии творческих элементов профессиональной деятельности. Это будет способствовать повышению профес-сионально-квалифицированного рабочего, раскрытию способностей каждого человека к труду, формированию профессиональной активности для осуществления более тесного единства образовательных и воспитательных задач обучения профессии в училище.
Данный процесс должен предусматривать применение таких организационных активных методов и средств обучения и воспитания, которые бы обеспечили подготовку активного в профессиональной деятельно-сти рабочего. В процессе обучения происходит формирование личности будущего рабочего, что является осно-вополагающим моментом.
При обучении учащихся, формирование профессиональной активности будет базироваться на познава-тельной активности в процессе теоретического обучения профессиональной трудовой активности в процессе производственного обучения и общественно полезной профессиональной деятельности во внеурочное время. Этому должны способствовать цели содержание методы средства организационные формы и результаты про-фессиональной подготовки.
Использование специфических особенностей предмета, условий познавательной активности учащихся в про-цессе теоретического обучения , особенностей активного овладения профессией учащимися с учетом социально-го и НТИ позволяют выделить методические условия - развития профессиональной активности у учащихся в процессе обучения специальной технологии.
Основой развития профессиональной активности является содержание специальной технологии.
По мнению Н.В. Кузьминой, важнейшим педагогическим условием активизации является связь теории с практикой.
Во-первых, преподаватель широко использует практический опыт учащихся в процессе изучения отдельных вопросов курса, что делает это изучение более наглядным и действительным.
Во-вторых, учащиеся убеждаются в достоверности полученных знаний, используя их в своей практической деятельностью, а также в осуществлении технологических процессов.
В-третьих, связь теории и практики в обучении реализуется непосредственно "внутри" самого предмета в процессе проведения демонстрационных опытов и лабораторно-практических работ, решения различных задач, демонстрационные опыты и лабораторно-практические работы подтверждают количественные отношения, су-ществующие между различными сторонами изучаемых явлений, а также устанавливают качественные отдель-ные их характеристики.
В-четвертых, преподаватель раскрывает перед учащимися основные направления дальнейшего совершенст-вования техники технологии и организации производства. В связи с этим анализируются конструктивно-технические особенности нового оборудования и инструментов прогрессивные технологические процессы ме-тоды и организационные труда новаторов производства показывают условия и границы разумного использова-ния опыта работы новаторов и предлагаемого ими инструмента и оборудования.
Развивая теорию познавательной деятельности и проблемы взаимосвязи практической и теоретической дея-тельности " познавательные теоретические виды деятельности не только занимают ведущее место в интеллекту-альных видах труда, но и определяют успех в труде практическом".
Это положение является движущей силой формирования понятий, умений и навыков в едином педагогиче-ском процессе.
В связи с этим концептуальная схема в широком смысле имеет несколько оснований.

НАУКА ТЕХНИКА ПРОИЗВОДСТВО

ТРУДОВОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Рис. 1. Схема взаимосвязи теории и практической деятельности.




Данное исследование будет отграничено следующей схемой:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рис. 2.
Развитие понятий в этом процессе происходит в сознании учащихся. Понятия формирует преподава-тель, учащиеся усваивают их.
В процессе обучения содержание понятий рассматривается как зафиксированный момент в данный пе-риод развития науки.
В процессе развития понятий у учащихся также осуществляется обобщение, конкретизация понятий на основе наблюдений и анализа опытных данных, изучения научных теорий и применения их в процессе произ-водственного труда. Процесс развития у учащихся понятий предполагает не только усвоение существенных при-знаков понятий, но и формирование у них умения оперировать понятием, применять его для объяснения и пред-сказания явлений, свойств тел и связей между ними. Этот процесс предполагает активную мыслительную дея-тельность учащихся. Формирование системы понятий у учащихся является одним из важных элементов воору-жения их системой научных знаний, формирование понятий способствует вооружению учащихся новейшей формой мышления - понятийным мышлением. Формирование понятий у учащихся очень важно для выработки у них умения применять знания на практике для вооружения их умениями и навыками политехнического харак-тера.
Для побуждения учащихся к учению и труду в профтехучилищах применяются различные средства, которые активизируют деятельность под руководством преподавателя и мастера.
Задачи, которые приходится решать педагогу можно разделить на стратегические (определенные дальней перспективной) тактические, (выдвинутые конкретной ситуацией ) и оперативные возникающие в процессе не-посредственного взаимодействия с учащимися. Успех зависит от того, как педагог умеет связать решение задач с тактикой и стратегией.
Характерной чертой обучения в профтехучилище является органическое сочетание двух процессов учение и труда. Во время учебы учащиеся изучают объективные законы факты научные обобщения и понятия. При этом творческий характер деятельности обеспечивает плановый переход к научному мышлению, при ко-тором они могут постигнуть научные истины в свете идей современной науки. Воспроизведение и творчество взаимно проникают друг в друга и выступают в постоянном диалектическом единстве и взаимосвязи.
Труд является необходимым условием формирования личности. В процессе труда определяется место человека в обществе, так как от качества и общественной ценности труда зависит общественная оценка личных качеств человека. Труд как никакая другая деятельность предъявляет к человеку многосторонние требование, оказывая разностороннее влияние на развитие способностей человека, формирования его личности и воспита-ния. В процессе труда развиваются физические способности учащихся. Труд воспитывает эстетические и этиче-ские вкусы и привычки активность, и самостоятельность приносит радость и удовлетворение. В профтехучили-ще благодаря учебно-производственной деятельности и соединению обучения с производительным трудом происходит становление личности формирование молодого рабочего.
В настоящее время проблема познавательной активности учащихся раскрыта достаточно хорошо, так как в общей педагогике, так и в педагогике профтехобразования, однако вопросы методики подготовки будущих рабочих к активной деятельности в области профессии исследованы недостаточно.
Одна из важнейших задач ПУ-№ 34 - развить у будущих электрослесарей подземных интерес к учению и труду обучить их приемам учебной и производственной работы умственной и трудовой деятельности. Решение этой задачи возможно только при условии познавательной активности учащихся путем внедрения системы эффек-тивности средств и способов побуждения учащихся к активному учению труду.
Все вышеизложенное является обоснованием актуальности данной темы.
Список литературы
1. Н.И. Думченко "Проблемы дидактики производственного обучения" М "Высшая школа" 1978.
2. Б..И. Лихачев "Педагогика" М, "Прометей" 1998.
3. В.Н. Максимова "Меж предметные связи в процессе обучения" М "Просвещение" 1988
4. И.П. Подласый "Педагогика" М, 1999 г.
5. В.А. Скакун "Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования" М "Высшая школа" 1980.
6. М.. П. Сибирская "Формирование профессиональной активности у учащихся профтехучилища на уроках спецтехнологии" М ., 1989.
7. Л..М. Смолкин "Методы активного обучения" М "Высшая школа" 1991.
8. Е.Г. Фейгин "О совершенствование форм и методов подготовки рабочих в ПТУ" М "Высшая школа" 1974.
9. Г.И. Хозяинов "Педагогическое мастерство преподавателя" М "Высшая школа" 1988.
10. Т.И. Шамова "Активизация учения школьников" издательство "Знания" М, 1979.
11. Н.Ф. Талызина "Формирование познавательной деятельности учащихся", издательство "Знание" М, 1983.г