Использования игровых технологий преподавания в средней общеобразовательной школе79

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий преподавания истории в средней общеобразовательной школе 5
1.1. Понятие "игровые технологии" 5
Дидактические игры - игры с готовыми правилами, которые используется как средство развития познавательной активности детей и подростков [1]. 8
1.2. Роль и значение игровых технологий в образовательном пространстве 8
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования игровых технологий при изучении мировой художественной культуры 12
2.1.Игровые технологии как средство формирования интереса школьников 12
2.2. Исследование и оценка результатов знаний до и после использования технологий 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

ВведениеВ настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Цель данной работы - изучить возможности игровых технологий в изучении мировой художественной культуры как средства формирования интереса у школьников к культуре Западной Европы.
Объект исследования - процесс обучения истории учащихся
Предмет исследования - специфика применения игровых технологий при обучении истории.
Из выше написанного выделим основные задачи исследования:
1.Охарактеризовать сущность игровых технологий в обучении
2. Охарактеризовать роль игровых технологий в образовании
3. Изучить уровень знаний по культуре Западной
Европы у учащихся МОУ СОШ № 1314 г. Москвы.
4. Проанализировать динамику изучения сформированности знаний по культуре Западной Европы у учащихся после введения в курс игровых теэнологий.
Гипотеза исследования: применение игровых технологий в рамках школьного курса истории позволит повысить уровень усвоения знаний по культуре Западной Европы у учащихся и повысить интерес учащихся к предмету.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, беседа.
Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Н.А.Менчинская, Б.С.Гершунский и др.).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы студентами и учителями истории.
База исследования: МОУ СОШ № 1314 г. Москвы
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность, определены объект, предмет, гипотеза, поставлены цель и задачи исследования; главы 1 (теоретической), в которой вводится понятие "игровые технологии"; главы 2 (практической); списка литературы; приложений.
Список литературы1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001
2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории - М. 2003
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - с. 25
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000 с. 27-29
6. Горбунова Л.Н., Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2006 - с. 27
7. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 2004. № 4. - С. 63-65
8. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. - М., 1988 - с. 26
9. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1986
10. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. №8, 1999 г
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000 - с. 34
12. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004
13. Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.
14. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г - с. 23
16. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград, 2002. с.36
17. Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г - с. 26
18. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе №4, 1989
19. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. Информатика в начальном образовании. 2006г., № 2, с. 71 - 73
20. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987 - с. 25
21. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1
22. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10. С.17-27
23. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление, - М., 1989
24. Подласый И. П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005
25. Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны,учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009 - с. 6
26. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2007 - с. 54-112
27. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, "Народное образование". - 2002. - С. 114 - 119
28. Спирина Л. И. Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения познавательного интереса обучающихся.// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004-2005 учебный год
29. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2003 г.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин. -- М., 2003