ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 19

СодержаниеВведение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Сущность педагогической деятельности 5
1.2. Затруднения в педагогической деятельности 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 19
2.1. Организация и проведение исследования 19
2.2. Рекомендации молодым педагогам по преодолению затруднений в профессиональной деятельности 26
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 37
ВведениеКачество образования во многом определяется компетентностью учителя в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к учителю с опытом. В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим учителям самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.
Практика же показывает, что начинающие учителя оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Учащиеся, родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность. Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего учителя и практической его неготовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования школы это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.
Достаточно полно исследованы затруднения в педагогической деятельности учителей. Этой проблеме посвящены фундаментальные работы Н.В.Кузьминой, Т.С.Поляковой, а также кандидатская диссертация Г.В.Брагиной.
Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0-5 лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Это показано в работах Т.С.Поляковой, С.Г.Вершловского, Г.С.Засобиной и других.
В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Поэтому исследования, направленные на решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития системы образования, становятся все более актуальными, а практические рекомендации - востребованными.
Цель исследования заключается в анализе затруднений, которые испытывают молодые учителя, и в разработке рекомендаций по их преодолению.
Объект исследования - затруднения в деятельности молодых педагогов.
Предмет исследования - диагностика и преодоление затруднений в деятельности молодого педагога.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность педагогической деятельности.
2. Дать характеристику трудностей, встречающихся в педагогической деятельности начинающих учителей.
3. Провести диагностику затруднений в деятельности молодых педагогов.
4. Разработать рекомендации по преодолению трудностей.
Для решения задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анкетирование, тестирование респондентов; педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №55, №32, №146. В исследовании приняли участие 14 педагогов со стажем до пяти лет.
Список литературы1. Абабкова, В.И. Психолого-педагогические критерии и методы оценки эффективности образовательного процесса / В.И.Абабкова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - №5. - С.60-62.
2. Андреев, В.И.Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. - 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
3. Анцыферова, Л.И. Личность с позиции динамического подхода / Л.И.Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь). - М.: Наук, 1990. - С.7-17.
4. Ашлапова, Т.В.. Система контроля качества подготовки специалистов / Т.В.Ашлапова, Ю.В.Есенков // Среднее профессиональное образование. - 2004. - №6. -С.22-24.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с.
6. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С.Белкин, В.Д.Жаворонков. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997.
7. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А.Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. - М.: Институт психологии АН СССР. - 1991. - С.3-26.
8. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. - Ростов н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
9. Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты / Т.И.Боровкова, А.И.Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
10. Булдыгина, Л.М. Специфика осуществления мониторинга как средства управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации Российского образования / Л.М.Булдыгина // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: материалы международной научно-практической конференции (ноябрь 2005 г.) / Под общ. ред. В.Г.Тимирясова. - Москва - Казань: Изд-во "Таглимат" Института экономики, управления и права, 2005. - С.69-73.
11. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2000.
12. Воробьева, К.Н. Антропологический подход к воспитанию / К.Н.Воробьева // Педагогика. - 2007. - №5. - С.55-58.
13. Воропаев, М.В. Воспитательные системы в социальном институте образования: Монография / М.В.Воропаев // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал // www.oim.ru.
14. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов / Горб В.Г. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №5. - С.33-37.
15. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А.Климов. - М., 1995.
16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990.
17. Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию / Т.П.Лакоценина. - М., 2000. - 192 с.
18. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М.Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.45-48.
19. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М.Новикова // Педагогика. - 2000. - №9. - С.3-10.
20. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С.Полякова. - М.: Педагогика, 1983.
21. Редлих, С.М. Структура социально-профессиональной адаптации учителя / С.М.Редлих // Подготовка учителей в условиях непрерывного образования. - М., 1999. - С. 60-64.
22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В.Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
24. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В.Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
25. Шуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е.Шуркова. - М., 1997. - 201 с.