Экспериментальное исследование влияния дисгармоничного семейного воспитания на возникновение нарушений в поведении ребенка 20

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния дисгармоничного семейного воспитания на возникновение нарушений в поведении ребенка 5
1.1. Понятие дисгармоничной семьи 5
1.2. Дисгармоничное семейное воспитание как фактор, провоцирующий нарушения поведения ребенка 13
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния дисгармоничного семейного воспитания на возникновение нарушений в поведении ребенка 20
2.1. Организация эксперимента 20
2.2. Результаты и их обсуждение 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 31

ВведениеСегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.
В той или иной семье применяются свои способы и модели семейного воспитания. Данные модели оказывают влияние не только на развитие ребенка в целом, но и на формировании его модели поведения. Дисгармоничное семейное воспитание может выступить фактором отклоняющегося поведения ребенка.
Проблема формирования личности ребенка в семье была актуальна на протяжении всего существования человечества. Обязанность семьи создать ему "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать к условиям жизни, сформировать умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. В каждом из типов семей с характерными для него взаимоотношениями складывается особенный фундамент для выполнения оговоренного смысла своего существования, обуславливающий результат воспитательного процесса.
Цель исследования - выявить особенности влияния дисгармоничного семейного воспитания на возникновение нарушений в поведении ребенка.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: одной из существенных психологических причин, обуславливающих формирование нарушений в поведении ребенка, являются особенности семейного воспитания.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно - теоретической и психологической литературы по теме исследования;
2. Подбор методов исследования, позволяющих выделить группу детей с девиантным поведением;
3. Выявление факторов семейного воспитания, влияющих на формирование нарушений в поведении ребенка.
В качестве объекта исследования выступают учащиеся 6 классов. Предмет исследования - дисгармоничное семейное воспитание.
Методологической основой нашего исследования являются личностно - деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н., Леонтьев, К. Роджерс), принцип детерменизма (Лаплас).
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, тестирование.
Базой исследования является школа №115 г. Москва.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Список литературы1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2002. - 685 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2007. - 285с.
3. Желдак И. М. Искусство быть семьей. - Минск: Лерокс, 2008.
4. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка - СПб, 2007
5. Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В.Змановская. М.: Академия, 2009
6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.,2010.
7. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении/ Школьный психолог, 2000, №29-30
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 232с.
9. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2007. - 560 с.
10. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 328с.
11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр "Академия", 2009. - 540с.
12. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
13. Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. - Хабаровск: ДВАГС, 2006. - 277с.
14. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 2005.
15. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
16. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В. А. Татенко.- К., 2005
17. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
18. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 2009.
19. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: Здоровье, 1991.
20. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - Москва, 2004. - 410с.
21. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768с. - ("Gaudeamus").
22. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2010.
23. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 2006
24. Эриксон Эрик Г.Детство и общество - М. 2009