Методика преподавания биологии

СодержаниеСОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ7
1.1. Психолого-педагогические особенности восприятия и мышления учащихся подростков7
1.2. Виды и формы внеклассной работы по биологии12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕДЕЛИ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ22
2.1. Структуирование и проведение Недели биологии22
2.2. Технологические приемы в проведении Недели биологии26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ37
ВведениеВВЕДЕНИЕ
Студент будущий учитель биологии должен глубоко осознать огромную роль биологических знаний в нашем об-ществе, в жизни и труде каждого человека, быть убежден-ным в этом, чтобы воспитать в будущем такого рода убеж-денность у учащихся. Вот главная цель получения знаний для успешной работы в школе в дальнейшем. Учитель био-логии пропагандист биологической науки. Искусство его деятельности в том, чтобы наилучшим образом повлиять на свою аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой.
Профессия учителя биологии требует многообразной эрудиции, серьезных практических умений и навыков и крепкой воли в привитии учащимся понимания, с какой це-лью каждому человеку необходимо изучать биологию.
Без увлеченности своей наукой учитель не сможет до-биться успеха в обучении биологии и, главное, в воспи-тании на ее материале. Хочешь наукой воспитать учени-ка, писал Л. Н. Толстой, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни за-ставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния [31, 269].
В условиях научно-технического прогресса человечест-во оказывается в противоречии с окружающей средой, ко-торая начинает угрожать его здоровью и существованию. Поэтому одна из важнейших задач учителя биологии заклю-чается в том, чтобы показать учащимся неформальный под-ход к изучению биологии, использовать знания в области общих законов педагогики, возрастной психологии, глубо-кое знание самого курса школьного предмета, быть в гуще последних научно-биологических открытий и в полной мере использовать знания, методы и приемы в области методики преподавания биологии.
Одним из свойств активного восприятия учебной инфор-мации детьми и подростками является ее комплексная по-дача, представленная в тесной связи с реальной жизнью. Полученные при соблюдении указанных условий знания, как правило, закрепляются в памяти ученика на длительное время. Это делает педагогический процесс более продук-тивным. Наиболее эффективным методом такой подачи зна-ний, по мнению педагоговдидактов в области методики преподавания биологии, является проведение недели био-логии.
Из этого следует, что учитель биологии должен обла-дать достаточными организаторским способностями, глубо-ким биологическими знаниями, а также знаниями смежных дисциплин, что и определило проблему курсовой работы.
Цель работы заключается в том, чтобы в процессе ис-пользования современных технологий преподавания биоло-гии, добиться более тесного взаимодействия различных форм, методов и приемов работы в условиях целостного педагогического процесса школы.
Объектом исследования данной работы является учебно-воспитательный процесс, осуществляемый при проведении недели биологии в школе.
Предметом исследования являются возможности исполь-зования Недели биологии как формы внеклассной работы со средним и старшим звеньями ученического коллектива школы в процессе формирования современных биологических знаний.
Все это и определило следующие задачи исследования:
активно пропагандировать биологические знания в масштабе всей школы;
использовать на практике, в специально созданных условиях, полученные на занятия по биологии знания;
через здоровое соперничество (соревновательность), сформировать у учащихся стойкую положительную моти-вацию к изучению школьных предметов естественнонаучного цикла, трудовой и исследовательской дея-тельности;
продолжить формирование навыков и умений учащихся, изучающих различные разделы школьного биологическо-го курса, в условиях соревнования;
прививать интерес к биологическим знаниям в ходе проведения недели биологии у учащихся начальной школы;
показать учащимся разных возрастных групп возможно-сти совместной деятельности в процессе применения полученных биологических знаний на практике.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, ме-тодической и специальной справочной литературы по биологии;
изучение опыта проведения предметных недель по раз-личным учебным предметам;
наблюдение;
беседа;
разработка конспектов внеклассных мероприятий в рамках недели биологии.
Практическая значимость данной курсовой работы за-ключается в том, что, опираясь на знание психолого-педагогических особенностей школьников и объем их зна-ний, приобретенный на уроках биологии, выработать у них стойкую положительную мотивацию к трудовой и исследова-тельской деятельности. Показать возможности активизации познавательных процессов у школьников при использовании нетрадиционных методов и методов организации внекласс-ных и внеурочных форм изучения биологии школьниками.
Представленные результаты и методические рекоменда-ции могут быть использованы студентами биологических факультетов педагогических вузов в их будущей работе со школьниками в процессе педагогической практики и начи-нающими учителями биологии.










ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности восприятия и мышления учащихся - подростков

Исходя из определений целостного педагогического процесса данн
Список литературыСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Э.А., Смирнов Н.А. Технология возделывания овощных культур и грибов в защищенном грунте. М., 1987.
2. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
4. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. 3-е изд. / Под редакцией Боровицкого П.И. М., 1968.
5. Важнейшие плодовые растения: Пособие для учителей. М, 1980.
6. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания биологии. М.., 1974.
7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М.. Общая методика преподавания биологии. М., 1983.
8. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.
9. Гаммерман А. Ф., Гром И. И. Дикорастущие лекарственные растения СССР.- М.: Медицина, 1976.
10. Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения: (Растения-целители). М., 1983.
11. Дервиц-Соколова Т. Г., Кузенкова Л. Я., Полуденный Л. В. Зеленая аптека и ее охрана // Биология в школе. 1983. 1
12. Зазлобина Л., Коваленко Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. М., 1996.
13. Ибрагимова В.Ф. Здравствуй, милая картошка! (сценарий праздника для старшеклассников)! // Последний звонок. 2000. 3.
14. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. М.,1983.
15. Исследование растительного и животного мира заповедника Галичья Гора. Воронеж 1982.
16. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии.
17. Корсунская В.М., Верзилин Н.М. В.И. Вернадский: Пособие для учащихся. М., 1975.
18. Кравцова Д.И., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М., 1984 288с.
19. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999.
21. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов, 1992.
22. Методика преподавания химии/Под ред. Н.Е. Кузнецовой. М., 1984.
23. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1987.
24. Начни с себя: Из современной советской поэзии. М., 1987.
25. Неделя экологии в школе: Учебное пособие по методике преподавания биологии / Под ред. Л.Д. Бобылева, Л.И. Петрищева, Л.Ф.Скрылева. Мичуринск 2001.
26. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. М., 1999 608.
27. Прометей: Ист. биог. Альбом сер. Жизнь замечательных людей Т. 15. М., 1988.
28. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., 1998.
29. Рябцева О.С. Яблочный банкет // Классный руководитель. 1988. 5.
30. Токин Б.П. Целебные яды растений. М., 1980.
31. Толстой Л. Н. Пед. соч. М.,1953.
32. Ушинский К. Д. Пед. соч. М., 1945.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Эксперимент как метод преподавания биологии

    Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

  • Курсовая работа
    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

    "Для того, чтобы уметь связывать теорию с практикой, с повседневной и всесторонней работой на общую пользу, для этого надо много и самостоятельно учиться". Н.К. Крупская Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний .

  • Курсовая работа
    Методика преподаванияинформатики

    Введение Информационные процессы столь всеобщи, что сопровождают любую деятельность человека. Содержательных примеров в жизни школьника вполне достаточно для построения курса информатики на их основе. ЭВМ становится развивающим, обогащающим средством самостоятельной, индивидуальной деятельности школьника.

  • Реферат
    Методика преподавания литературы

    Введение Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других дисциплин.

  • Реферат
    Методика преподавания русского языка

    Введение Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка явля-ется обучение устной речи учащихся младших классов с общими речевыми на-рушениями. Эта проблема вполне раскрыта у следующих известных авторов. Миронова С.А. в книге "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях" в разделе "Обучение детей составлению рассказов" раскрывает со-держание и методы работы по развитию прямой речи.

  • Дипломная работа
    Методика преподавания иностранного языка

    Введение Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

  • Курсовая работа
    Теория и методика преподавания информатики

    Введение По мнению авторов данной курсовой работы, учет индивидуальных интере-сов школьника, его познавательных интересов должен быть одним из главных принципов при построении содержания образования в средней школе. Но совре-менная система образования не способна в полной мере реализовать этот принцип.

  • Курсовая работа
    Методика преподавания иностранного языка.

    Введение Существует богатая традиция группового обучения в высшем образовании. Тысячи лет тому назад Талмуд утверждал, что для того, чтобы понимать Талмуд, один должен учить другого. Сократ обучал студентов в малых группах, втягивая их в диалог своим известным искусством дискуссии.

  • Курсовая работа
    Методика преподавания истории в школе

    Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

  • Курсовая работа
    Педагогика и методика преподавания "Права"

    Введение Целью данной работы является разработка сис-темы поурочных методических указаний, подготов-ленную для курса граждановедения и обучению осно-вам юридических знаний, начинавшими его препода-вание в школах России. В работе будут рассматриваться методика про-ведения урока по тематическому плану: Основы теории государства и права.

  • Контрольная работа
    Методика преподавания русского языка

    Введение Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 5-6 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

  • Контрольная работа
    Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи

    1. Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.

  • Курсовая работа
    Методика преподавания темы "Оборудование сети " в курсе "Архитектура ЭВМ"

    Несмотря на все сложности современного состояния системы образова-ния, одной из важных ее характеристик является последовательная компьюте-ризация школ. Под этим процессом понимается установка в них компьютеров и объединение их в сеть Тема локальных сетей оказывается одной из важнейших тем по архитек-туре вычислительной техники в связи с быстрым распространением и развити-ем корпоративных сетей компьютеров.