Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВведение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Состояние уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Перспективный план формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Анализ опытно-поисковой работы 34
Выводы по II главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 45


ВведениеВремя (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж.Пиаже, П.Фресс, П.Жане и др.), так и в отечественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Е.А.Головаха, Т.Д.Рихтерман, Д.Г.Элькин), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Объект исследования - процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; дидактические игры; развивающая среда.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени в старшем дошкольном возрасте;
2. рассмотреть особенности восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста;
3. дать характеристику методов и форм развития представлений о времени у старших дошкольников;
4. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;
5. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;
6. проанализировать итоги опытно-поисковой работы.
Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад "Малыш" пос.Трудовой.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.


Список литературы1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
3. Белошистая А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 320 с.
4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 2000.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998.
6. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир. - М.: Баласс, 1999.
7. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.
8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
9. Владимирова Н. Арифметика для малышей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. - М.: Академия, 1998. - 313 с.
11. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.Б. Стихи о временах года и игры. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
13. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. - СПб.: Детство - пресс, 1999.
14. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет.д ред. А.А. Столяра. - М.: АСТ, 1996. - 56 с.
15. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
16. Дошкольная педагогика / Под ред В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1988.
17. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
19. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
20. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1977.
21. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. Данилова В. В. - М., 1987.
22. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004.
23. Мельников И. Про часы и о часах. - М.: Детская литература, 1983.
24. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
25. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" / Под ред. Л.В.Руссковой. - М.: Просвещение, 1996. - 400 с.
26. Методические рекомендации к "Программе обучения и воспитания в детском саду"./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 400 с.
27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
28. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. - СПб.: Питер, 1998. - 220 с.
29. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
30. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., Просвещение, 1991.
31. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 184 с.
32. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.
33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.
34. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1980.
35. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Г.И.Васильевой. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
36. Психологический словарь / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
37. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
38. Русскова Л.В. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду". - М.: Просвещение, 1986.
39. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М: Айрис Пресс, 2007.
40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога. - М.: Аркти, 2000.
41. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддькова, В.Н.Аванесовой. - М., 1981.
42. Сополова Е.И. Время и пространство. - Ярославль: Академия развития, 2004.
43. Тарабарина Т.И. Детям о времени. - Ярославль: Академия развития, 1996.
44. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 119 с.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
46. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. - Харьков: Холио, 1996.
47. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
48. Шорыгина Т.А. Точные сказки. - М.: Книголюб, 2004.
49. Щербакова Е.И. О математике малышам. - Киев: Радянська школа, 1984.
50. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: Аванта +, 2002. - 680 с.

Похожие работы