Особенности дрессировки разных видов животных 12

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Дрессировка как вид научения животного 6
1.1. Основа дрессировки 6
1.2. Виды дрессировки животных 10
Глава 2. Особенности дрессировки разных видов животных 12
2.1. Дрессировка собак 12
2.2. Дрессировка кошек 19
2.3. Дрессировка пчел 23
2.4. Дрессировка голубей 23
2.5. Дрессировка лошадей 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

ВведениеДрессировкой обычно называют деятельность человека по формированию у животных каких либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях. Содержим ли мы собаку в большом городе, имеем ли козу и лошадь или готовим со своими животными номер для выступления в цирке, во всех этих случаях нам необходимо научить животных понимать наши требования и выполнять необходимые нам действия в нужное для нас время и в определенном месте.
В процессе дрессировки животное осваивает новое поведение. Но научиться чему-нибудь, то есть приобрести опыт и изменить свое поведение, любое животное может и без человека. И только участие человека в процессе научения дает право назвать этот процесс дрессировкой. Человек, как дрессировщик, определяет цель, формулирует задачи и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное.
Научение у животных - приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями подчиняется определенным биологическим законам, знание о которых составляет теоретические основания дрессировки.
Теория дрессировки основывается на данных таких наук как зоопсихология, генетика и эволюция поведения, этология, физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиология. Предметом теории дрессировки является поведение и научение животных: закономерности поведения и его формирования, формы и условиях научения, психофизиологические свойства нервной системы, закономерности условно-рефлекторной деятельности и механизмы образования условных рефлексов, процессы становления навыков и особенности памяти. Теория дрессировки реализуется через свои методы.
Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животных. Так как, оказывается, животные могут научаться чему-нибудь совершенно различными способами со своими особенностями и закономерностями, то их нельзя не учитывать в процессе обучения, иначе формирование поведения будет неэффективным, а то и невозможным - это и находит свое отражение в методе. То есть конкретный метод дрессировки должен отражать специфику определенной формы научения и заключаться в воспроизведении ее закономерностей и особенностей в условиях дрессировочного процесса.
Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции. В дрессировке известны способы наталкивания, наведения, альтернативного поведения, пассивной флексии, отбора поведения, оборонительного поведения, подражания, агрессивного и игрового поведения.
В данной курсовой работе мы рассмотрим особенности дрессировки разных животных, что и стало целью ее написания.
Объектом исследования является дрессировка как метод научения животного.
Предметом - особенности дрессировки животных.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
" изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, зоосихологов, кинологов;
" изучить общие основы дрессировки;
" рассмотреть виды дрессировки животных;
" выявить особенности дрессировки разных видов животных.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Шмальфусс У.К., Шкляревский С.Е., Самыгин Ф.И., Гудкова Е.Н., Черевко Ю.А., Черевко Л.Д., Бойценюк Л.И., Кочетов А.С. и др.
При написании курсовой работы был использован такой метод исследования, как теоретический анализ и синтез.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, разбитой на две главы по 2 параграфа в каждой, заключения - вывода и списка использованных источников.

Список литературы1. Арасланов Ф. С., Алексеев А. А.,Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак (учебное пособие пограничных войск КГБ СССР. - М.: Кайнар, 1987 - 165с
2. Гервек Г. Психология лошади: Нрав, чувства, поведение (пер. с нем. Казанцева С.) - М: Аквариум ЛТД Аквариум Принт, 2001 - 176 с.
3. Джоб М. Эванс Управлять собакой. Как? Как научиться понимать психологию собаки и решать проблемы ее поведения - М.: АСТ, Астрель, 2007 - 256с
4. Крылова Н.Н. Выбор котенка; Портрет породы; Уход и содержание; Созвездие кошек: Домашние кошки: Рекомендации по разведению - М: АСТ Донецк: Сталкер, 2001 -368 с.
5. Кубышко О.В. Настольная книга собаковода. Серия: Домашняя энциклопедия - Ростов н/Д:изд-воФеникс,2000-448с
6. Наши питомцы. Более 1000 советов. Воспитание, дрессировка, уход, лечение, питание и многое другое. - М.: Клуб XXI век, 2000 - 528 с.
7. Карен Прайор Дрессировка собак с помощью кликера- М.: Аквариум-Принт, 2007 - 112с
8. Служебная собака [Текст] : учебное пособие / сост., ред. В. Н. Зубко. - М. : ДОСААФ, 1970. - 374 с.
9. Теллингтон-Джонс Л. Как правильно выбрать и воспитать лошадь. TTouch - новый метод воздействия на лошадь - М.: Аквариум Бук, 2007 - 224с
10. Филиппова Е. Воспитание котят - М.: Вектор, 2006 - 208с
11. Черевко Ю.А. Черевко Л.Д. Бойценюк Л.И. Кочетов А.С. Пчеловодство - М.: Колосс, 2006 - 296с
12. Шкляревский С.Е., Самыгин Ф.И., Гудкова Е.Н. Учебник специалиста-кинолога органов внутренних дел. - Ростов-на-Дону: РШ СРС МВД России, 2005 - 127с.
13. Шмальфусс У.К. Моя собака: Все о собаке, уход, здоровье, игры, воспитание - М: Астрель /АСТ, 2001 - 128с
14. Энциклопедия по уходу за собакой - М.: Эксмо, 2005 - 352с