Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования медиапедагогики в России и зарубежом 6
1.1. Проблема медиаобразования в современной педагогике 6
1.2. Понятие медиапедагогики и медиаобразования 12
1.3. Классификация медиаобразовательных моделей 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей 25
2.1. Модели, основанные на синтезе эстетических и социокультурных подходов 25
2.2. Модели, основанные на синтезе эстетического, образовательно-информационного и воспитательно-этического подходов 30
2.3. Синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей 34
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Библиография 46
Приложение 49

ВведениеПроблема медиаобразования, то есть образования на материале средств массовой коммуникации - телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.д., вызывает огромный интерес исследователей в области педагогики, психологии, искусствоведения. В последние годы вышел целый ряд монографий, учебных пособий для студентов вуза медиаобразовательной проблематики, авторами которых являются Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Н.Б.Кириллова, С.Г.Корконосенко, С.Н.Пензин, Н.Ф.Хилько и др.
Среди наиболее фундаментальных работ последних лет хочется выделить труды Президента российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, автора более 350 научных публикаций по медиаобразовательной тематике. Только за последние пять лет А.В.Федоровым выпущено около десяти основательных научных трудов (среди которых - монографии, учебные пособия, программы медиаобразовательных курсов), вошедших в "золотой фонд" российской медиапедагогики и заслуживших самой высокой оценки у ведущих медиапедагогов не только в России, но и за рубежом.
Пожалуй, одной из важнейших проблем современной медиапедагогики является определение основных терминологических понятий и теоретических концепций, отечественных и зарубежных. Медиаобразование - относительно новое педагогическое направление, исторические корни которого дифференцированы в разных странах в силу политических, идеологических, методологических и др. причин. С этим связаны и различные основания, цели и задачи центральных теоретических подходов и концепций, попытки классификации которых были представлены в разные годы Л.Мастерманом, Л.Жиру, Ж.Гонне, А.В.Спичкиным, А.В.Шариковым и др. А.В.Федоровым осуществлен сравнительный анализ предложенных классификаций, выявлены и описаны теоретические подходы (культурологическая, социокультурная, "предохранительная", семиотическая, этическая, эстетическая, "практическая" теории, теория "потребления и удовлетворения", теория медиаобразования как развития критического мышления/автономии, демократического мышления аудитории) с точки зрения генезиса центральных идей и основных положений.
Безусловно, изучение теории и истории медиаобразования имеет существенную значимость для будущих педагогов. Однако не меньшее место в профессиональной педагогической подготовке занимает организация практической медиаобразовательной работы, изучение основных методических принципов, форм и методов занятий с учащимися.
Медиаобразование давно официально введено в школьные и вузовские курсы многих стран. Признанными лидерами медиапедагогики в мире являются Канада, Австралия, Франция, Великобритания и др. Опыт ведущих западных стран в области медиаобразования чрезвычайно важен для отечественных исследователей, так как основные теоретические и методические положения медиапедагогики берут начало именно из западных научных школ.
Цель исследования - провести сравнительный анализ основных положений медиапедагогики в России и зарубежом.
Объект исследования - медиапедагогика и медиаобразование.
Предмет - медиаобразовательные модели российских и зарубежных медиапедагогов.
Задачи исследования:
1. рассмотреть этапы становления медиапедагогики в России и зарубежом;
2. определить сущность понятий "медиа", "медиапедагогика", "медиаобразование";
3. изучить различные подходы к классификации медиаобразовательных моделей;
4. дать сравнительную характеристику различных медиаобразовательных моделей.
Гипотеза исследования: российские и зарубежные медиапедагогики синтезируют различные теории в процессе создания медиаобразовательной модели.
Методологическая основа исследования: работы отечественных и зарубежных медиапедагогов (Ю.Н.Усов, Г.А.Поличко, C.Н.Пензин, О.А.Баранов, А.В.Шариков, Л.С.Зазнобина, А.В.Спичкин, А.В.Федоров; Л.Мастерман, А.Силверблэт, К.Бэзэлгэт, Д.Букингэм, Э.Харт, Дж.Поттера и др.).
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез и обобщение медиаобразовательных моделей отечественных и зарубежных авторов.
Практическая значимость. Работа может быть использована при обучении студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данная проблемаимеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации "Медиаобразование".
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, где определены актуальность, цель и задачи исследования, двух глав, в которых представлена сравнительная характеристика медиаобразовательных моделей в России и зарубежом, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.

Список литературы1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. - М.: Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.
2. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 87 с.
3. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. - 188 с.
4. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования // Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. - М., 1995. - 51 с.
5. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. - 2003. - № 3. - С.5-10.
6. Гудилина С.И. Перспективы развития медиаобразовательных технологий // Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. - М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. - С.71-78.
7. Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. - 149 с.
8. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразование / Под ред. Л.С.Зазнобиной. - М.: Изд-во Москов. ин-та пов. квалификации работников образования, 1996. - С.72-78.
9. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005. - 23 с.
10. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
11. Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курган. 2004. - 24 с.
12. Мурюкина Е.В. Проблемы методологии современной медиапедагогики // Медиафилософия / Под ред. В.В.Савчука. - СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. - С.330-334.
13. Пензин С.Н. Анализ фильма. Учебно-методическое пособие для студентов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - 31 с.
14. Пензин С.Н. Кино и современность. Программа учебного курса // Программы курсов по специальности 02.06.00 "Культурология". - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - С. 151-163.
15. Поличко Г.А. Программа курса "Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности". - М.: Изд-во Ассоциации деятелей кинообразования и НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1990. - 23 с.
16. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Курган. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.
17. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов, 2005. - 25 с.
18. Тихомирова К.М. Визуальные средства обучения в системе медиаобразовательных технологий в начальных классах // Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. - М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. - С.243-268.
19. Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. - 60 с.
20. Федоров А.В. А.В.Шариков - пионер российского медиаобразования // Искусство и образование. - 2005. - № 6. - С.67-79.
21. Федоров А.В. Курганская школа: от кинообразования - к медиаобразованию // Искусство и образование. - 2004. - №4. - С.52-70.
22. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Кучма, 2005. - 314 с.
23. Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину // Искусство и образование. - 2004. - №3. - С.64-74.
24. Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова // Искусство и образование. - 2003. - №3. - С.65-74; №4. - С.78-95.
25. Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету // Искусство и образование. - 2004. - №2. - С.58-66.
26. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: Монография. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", 2007. - 616 c.
27. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Кучма, 2005. - 270 с.
28. Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей // Медиаобразование. - 2007. - №2. - С.52-86.
29. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2001. - 18 с.
30. Хилько Н.Ф. Экология аудиовизуального творчества. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2005. - 110 с.

Похожие работы

  • Контрольная работа
    Исследовательские критерии моделирования современной мировой экономической системы. Проведите сравнительный анализ немецкой и шведской моделей

    Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании.

  • Курсовая работа
    Анализ основных моделей поведения потребителей

    Введение Актуальность. В настоящее время на рынке гостиничных и туристических товаров услуг происходит жесткая конкуренция между фирмами. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно - знанием своего клиента.

  • Курсовая работа
    Анализ реализации моделей бизнес-процессов в системе построения менеджмента стратегии фирмы

    В последнее время роль и значение менеджмента в экономике резко возросло. Это связано, прежде всего, с тем, что применение широких знаний в области менеджмента, грамотные управленческие решения целиком влияют на эффективность любой организации. Для того чтобы организация могла добиться своих целей, ее задачи должны быть скоординированы.

  • Курсовая работа
    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА

    Омбудсмен как д?лжн?стн?е, г?сударственн?е, лиц? - п?средник, ?тстаивающий права нар?да перед к?р?лем, п?явился в Швеции в 1809 г?ду. Затем п?д?бные д?лжн?сти п?степенн? в?зникают и в других странах. Однак? в б?льшинстве г?сударств эт?т институт сф?рмир?вался значительн? п?зже, в? вт?р?й п?л?вине XX ст?летия.

  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ современной этики бизнеса в США и РФ

    Моральные аспекты управления предприятием все чаще стоят на повестке дня многочисленных дискуссий в научном сообществе. Корпорации заинтересованы в постоянных коммуникациях с общественностью, если они функционируют и развиваются в цивилизованном режиме, поскольку любой аспект новизны представляет интерес для общественности, живущей в информационно насыщенном мире, и требует дальнейшей информационной реализации.

  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ основных школ менеджмента

    Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без организации эффективной управленческой деятельности.

  • Контрольная работа
    Сравнительный анализ основных управленческих культур 3

    Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской. Американская управленческая культура рассматривала управление как специализированный вид деятельности, а сам менеджер представлялся профессионалом, который владеет профессиональным образованием (чаще всего в добавление к инженерному, юридическому, экономическому и тому подобное).

  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ основных механизмов памяти-курсовая.

    Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.

  • Курсовая работа
  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ зарубежных подходов к мотивации персонала

    Каждый новый этап развития общества актуализирует старые, "вечные" проблемы, заставляя всякий раз взглянуть на них по-новому. К числу таких "вечных" проблем относится и проблема мотивация поведения в одной из важнейших сфер общественной жизни - в сфере профессиональной деятельности.

  • Реферат
    Сравнительный анализ клановых и кровно-родственных связей

    Анализ процессов усложнения социальных структур является одной из наиболее важных задач современной исторической науки и одновременно наиболее сложной. Существует большое число гипотез и точек зрения, высказанных обществоведами, этнографами, антропологами, археологами, которые требуют исторической систематизации и обобщения.

  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ фондовых рынков Гонконга и Малайзии*

    ВВЕДЕНИЕ Возникновение фондового рынка связанно с необходимостью привлечения дополнительного денежного капитала для бизнес-структур. Именно на данном рынке продавцы и покупатели занимаются взаимовыгодным сотрудничеством - одни передают финансовые средства и ждут отдачи от этого вложения, другие их получают и "пускают в дело".

  • Курсовая работа
    Сравнительный анализ фондовых рынков Гонконга и Малайзии

    Возникновение фондового рынка связанно с необходимостью привлечения дополнительного денежного капитала для бизнес-структур. Именно на данном рынке продавцы и покупатели занимаются взаимовыгодным сотрудничеством - одни передают финансовые средства и ждут отдачи от этого вложения, другие их получают и "пускают в дело".