Законность в государственном и муниципальном управлении

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты законности в государственном и муниципальном управлении 6
1. Понятие и система способов обеспечения законности в государственном и муниципальном управлении 6
1.2. Принципы законности в государственном и муниципальном управлении 8
Глава 2. Практические аспекты проявления законности в различных областях государственного и муниципального управления 11
2.1. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов государственного и муниципального управления 11
2.2. Обеспечение законности нормативных правовых актов органов государственного и муниципального управления 19
Заключение 31
Литература 34

ВведениеАктуальность исследования
В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределила путь становления российской демократии .
Слабо просматриваемые зачатки демократического устройства, вначале ассоциируемые в обществе с хаосом, с бессилием и деградацией, после череды реформ, проводимых на протяжении нескольких лет, переросли в иное состояние, которому стали присущи навыки, практики и процедуры демократии. Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было еще совсем недавно, пятнадцать лет назад. Совершенно очевидно, что быть. Сейчас вопрос в том, как должны в дальнейшем осуществляться процессы демократизации .
По нашему мнению, важным направлением демократизации общества, необходимым условием его нормального развития является формирование правового государства.
За последнее время в юридической литературе появилось большое количество теоретических работ, связанных с теми или иными аспектами формирования правового государства . На государственном уровне сделаны существенные шаги в решении этой проблемы. Но тезис о построении правового государства, демократического гражданского общества так и останется прекрасной мечтой, если не будет создана надежная система эффективных гарантий и юридических механизмов, призванных обеспечить фактическое воплощение данной идеи в реальность.
Проблема законности в государственном и муниципальном управлении - одна из фундаментальных в концепции правового государства. Надежные юридические гарантии законности могут существовать лишь там, где государство построено на правовых принципах, одним из которых является верховенство закона и его господство в общественной жизни.
"Во всех нормативных актах должен последовательно проводиться правовой принцип всеобщего формального равенства. Право - это всеобщий масштаб, равная для всех мера (норма) свободы, и законодательное выражение права должно соответствовать всеобщему принципу и масштабу права и представлять собой систему норм свободы, защищенную и гарантированную государством" . Законность в государственном и муниципальном управлении именно в таком понимании, верховенство именно такого закона в общественной и политической жизни является необходимым условием формирования правового государства, демократического гражданского общества.
Таким образом, законность в государственном и муниципальном управлении является необходимым условием построения в России правового государства.
Цель исследования - изучение законности в государственном и муниципальном управлении.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие законности в государственном и муниципальном управлении.
2. Изучить систему способов обеспечения законности в государственном и муниципальном управлении.
3. Рассмотреть принципы законности в государственном и муниципальном управлении.
4. Проанализировать отдельные практические аспекты проявления законности в различных областях государственного и муниципального управления, такие, как обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов государственного и муниципального управления и обеспечение законности нормативных правовых актов органов государственного и муниципального управления.

Список литературыКонституция РФ от 12.12.1993. М., 2011.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.
Приказы Генпрокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // URL: http://www.genproc.gov.ru/documents/orders/.
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р.
Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 // СПС "КонсультантПлюс".
Приказ ФАС России от 13 ноября 2008 г. N 448 "О порядке внедрения административных регламентов исполнения государственных функций ФАС России в центральном аппарате и в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы" // СПС "КонсультантПлюс".
Приказ Росстата от 30 декабря 2008 г. N 331 "Об утверждении Программы и Плана противодействия коррупции в Федеральной службе государственной статистики на 2008 - 2011 годы"; Приказ Роспотребнадзора от 9 октября 2008 г. N 363 "Об утверждении Ведомственной программы противодействия коррупции"; Приказ Минтранса РФ от 30 сентября 2008 г. N 162 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Федеральной аэронавигационной службе на 2008 - 2011 годы" // СПС "КонсультантПлюс".
Письмо Министерства юстиции РФ от 23 февраля 2000 г. N 1187-ЭР "О Рекомендациях по подготовке и оформлению проектов федеральных законов" (подготовлены Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313; Замятин А.Е. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, его место в деятельности по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации // Мир юстиции. 2003. N 7 - 8.
Рекомендации о порядке подготовки, рассмотрения и утверждения административных регламентов органов исполнительной власти Орловской области // Административная реформа в субъектах Российской Федерации / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008.
Главные задачи развития страны. Россия 2020. Выступление Дмитрия Медведева на Пятом красноярском экономическом форуме // Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Европа, 2008.
Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ", 2011.
Боер В.М., Янгол Н.Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997.
Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общ. ред. В.П. Сальникова. 2-е изд., перераб. СПб., 1999.
Жариков Ю.С. Понятие законности административно-правового регулирования и подходы к обоснованию ее форм и содержания // "Административное право и процесс", 2010, N 1.
Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // "Журнал российского права", 2010, N 8.
Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993.
Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
О Стратегии развития России до 2020 года. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета // Россия 2020. Главные задачи развития страны. М., 2008.
Олейник П.А. Личность, демократия и законность. М., 1981.
Привезенцев Н.И. Законность в российском обществе (история, теория и практика). СПб., 1998.
Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. N 5.
Горохов Д.Б., Глазкова М.Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2008. N 4.
Замотаева Е.К. Процедуры судебного оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти и должностных лиц в Российской Федерации // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности. Вып. 1 / Отв. ред. Е.К. Глушко, М.А. Краснов. М., 2006.
Канаев С.А. Проблемы повышения качества юридического смыслового содержания нормативно-правовых актов // Проблемы теории современного российского права: Сб. науч. тр. Серия: Право. Вып. III / Под ред. Н.В. Щербаковой. М.; Ярославль, 2006.
Комаров С.А., Козлова Н.В. Оптимизация федерального и регионального законотворчества: постановка проблемы и возможные пути решения // Государство, право, управление. 2007: Материалы VII Всероссийской науч.-практ. конф. Ч. I и II / Отв. ред. С.И. Некрасов. М., 2007.
Котова Н.С. Единство правового пространства - основа формирования России как правового государства // Вестник Российской правовой академии. 2004. N 3.
Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В. и др. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. N 8.
Романовская О. Надзор за эффективностью делегирования государственно-властных полномочий // "Законность", 2010, N 1.
Собянин С.С. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации в социально-экономической сфере // Журнал российского права. 2007. N 1.
Тихомиров Ю.А. Механизм преодоления противоречий между федеральными законами и законами субъектов Федерации // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003.
Тихомиров Ю.А. Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. 2007. N 12.
Зыкова Т. Посторонним вход воспрещен // Российская газета. 2009. 5 мая.
Правовой мониторинг: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М., 2009.
Тихомиров Ю.А., Сухарев А.Я., Демидов И.Ф. Законность в Российской Федерации. М., 1998.