Законы субъектов РФ в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении6

СодержаниеВведение 3
1. Общие принципы законодательного регулирования местного самоуправления субъектами РФ 7
2. Конституции (уставы) субъектов РФ в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении. 12
3. Законы субъектов РФ в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении 15
4. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении. 20
Заключение 22
Список литературы 26

ВведениеПроблемы теории местного самоуправления, его организации и правового регулирования уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий. Вместе с тем, реальное состояние местного самоуправления как самостоятельного института публичной власти невозможно представить и верно оценить без анализа его правовой базы.
Конституционно-правовое регулирование института местной власти в зарубежных федеративных государствах отличается различными подходами к уровням и объему правовой регламентации. Однако, несмотря на существенные отличия, оно преследует цель создания правовых оснований для обеспечения жизнедеятельности территориальных сообществ, участия населения в решении вопросов местного значения.
Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, следуя общепризнанным международным нормам, закрепили местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и ответственно решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов. Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стал логическим продолжением широкомасштабной реформы местного самоуправления, унифицировал отдельные направления данного института, сформировал однозначные подходы к решению некоторых вопросов.
В то же время многосубъектный и многонациональный состав Российского государства настоятельно выдвигает на повестку дня вопрос при организации местного самоуправления учитывать национальные, исторические и иные местные традиции. Нельзя отвергать ставшие привычными и понятными населению формы решения местных вопросов, структуры и порядка организации местных органов.
Отсюда все более очевидной необходимостью становится развитие и совершенствование правовой базы, регулирующей местное самоуправление в субъекте Российской Федерации. Именно на этом уровне возможно учесть специфические особенности региона и предложить адекватное потребностям и ожиданию населения конституционно- правовое регулирование местного самоуправления. И хотя последние годы субъектами Российской Федерации принято значительное количество законодательных актов в данной сфере, накоплен определенный опыт, однако, остается множество нерешенных проблем.
Вместе с тем в правовом поле субъекта Федерации сосредоточен и обширный массив муниципальных правовых актов, которые дополняют, конкретизируют законы Федерации и ее субъектов. Оставаясь по своей природе подзаконными муниципальные правовые акты регламентируют важнейшие стороны организации и деятельности местного самоуправления с учетом многообразия местных особенностей. В связи с изложенным возникает необходимость обеспечения качества нормативных правовых актов муниципальных образований как составляющей части правовой системы субъекта Федерации.
Необходимо совершенствование взаимоотношений субъекта Федерации и муниципальных органов в сфере правового регулирования местного самоуправления, исключения противоречий между ними и дублирования правовых норм. Реализация указанных проблем будет способствовать эффективному решению задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Таким образом актуальность работы обусловлена незавершенностью и проблемностью вопросов конституционно-правового регулирования института местного самоуправления субъектом Российской Федерации.
Проблема конституционно-правового регулирования местного самоуправления находится в центре внимания ученых-правоведов, специалистов в сфере муниципального права и конституционного права.
Ключевое значение имеют труды таких видных отечественных ученых как: С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, О.Е.Кутафин, Ю.А.Тихомиров, В.И.Фадеев, Н.К.Филиппов, и др.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым регулированием организации и деятельности местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.
Предметом работы является система конституционно-правовых актов Российской Федерации, регулирующая местное самоуправление и являющаяся основой для правотворчества субъекта Федерации в этой сфере, а также правовой анализ и практика регулирования института местной власти в субъекте Российской Федерации.
Основной целью работы является анализ теоретических основ, отечественного и зарубежного опыта, позволяющий выявить особенности и закономерности правового регулирования местного самоуправления как самостоятельного конституционно-правового института в Российской Федерации и ее субъекте.
Для достижения поставленной цели следует разрешить следующие задачи:
- проанализировать научно-теоретические аспекты правового
регулирования местного самоуправления;
- исследовать опыт конституционно-правового регулирования данного
института в зарубежных федеративных государствах, определив при этом,
каков объем правовой регламентации оставляется федерацией своим
субъектам;
- изучить состояние современного конституционно-правового
регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, степень
учета требований Европейской хартии местного самоуправления в
отечественном законодательстве; определить возможности, оставленные
федеральным законодателем для законотворчества субъекту Федерации в
данной сфере;
- провести правовой анализ и выявить практику регулирования местного
самоуправления и его отдельных институтов конституциями (уставами), а
также законодательством субъекта Российской Федерации;
- специальному исследованию подвергнуть институт муниципальных правовых актов как логическую часть правового регулирования местного самоуправления в субъекте Федерации, исходя из того, что муниципальные правовые акты являются подзаконными и призваны конкретизировать и дополнять нормы законодательства;
Теоретической основой работы послужили труды известных отечественных правоведов в области общей теории государства и права, а также ведущих ученых в сфере муниципального права, конституционного права.
Список литературы1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1995. 25 декабря
2. Европейская Хартия местного самоуправления//СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
3. Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ред. от 15 октября 2006 г. // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС //СЗ Алт. края. 1995. № 10
5. Закон Алтайского края от 9 сентября 1997 г. N 43-ЗС "О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Алтайском краевом Законодательном Собрании"//СЗ Алт. края. 1997. № 43.
6. Баженова О.И. О назначении понятия "местное сообщество" при реализации гражданами права на местное самоуправление в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7.
7. Волков В.Э. О некоторых проблемах нормативной регламентации предметов ведения местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. - 2006. № 10/3 (50) .-
8. Захватова, Ю.Б. Муниципальная революция / Ю.Б. Захватова. - М.: Алгоритм, 2007.
9. Курочкин А.А. Правовые основы местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №9. С.16
10. Митусова, И.А. Теоретико-методологические основы уставного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации. Научное издание / И.А.Митусова // Орёл: Издательство ОРАГС, - 2008.
11. Михеев Д.С. Специфика правового регулирования местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации [Текст] / Михеев Д.С. // Современное право. - 2008. - № 3. - С .77-81.
12. Фарукшин М.Х. Конституционное право республик в составе Российской Федерации. Казань. 2007. С.207.
13. Элерс Д. Местное самоуправление в Германии. М. 2002. С.18.