"Философско-исторический анализ влияния экологических знаний на функционирование вооруженных сил"

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 5
1.1 Понятие и развитие экологических знаний 5
1.2 Влияние деятельности вооруженных сил на экологию планеты 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 29
2.1 Обеспечение экологической безопасности в деятельности вооруженных сил 29
2.2 Изучение влияния экологических знаний на личный состав вооруженных сил России 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

ВведениеПроблемы охраны, восстановления окружающей среды и рационального природопользования стали сейчас первоочередными, жизненно важными. Однако решение этих проблем возможно лишь на основе надежных экологических знаний.
Актуальность темы дипломного исследования обуславливаются тем, что на сегодняшний день проблемы экологии становятся основными для многих стран мира. Повышение уровня загрязненности планеты, глобальные экологические проблемы человечества указывают на необходимость повышения экологических знаний всего человечества.
Вооруженные силы - это один из важнейших орудий политической власти страны. В состав вооруженных сил входят сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, а также такие отдельные рода войск как космические и воздушно-десантные войска; центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск вооруженных сил.
Вооруженные силы призваны не только защищать страну от внешний вторжений, но и способствовать сохранению природы. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие вооруженных сил, деятельность которых во многом зависит от экологии и развития природоохранной деятельности.
Целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать философско-исторический аспект влияния экологических знаний на деятельность вооруженных сил.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретический аспект взаимосвязи деятельность вооруженных сил и экологических знаний.
2. На практическом примере проанализировать особенности экологических знаний военнослужащих.
3. Разработать пути повышения экологических знаний военнослужащих.
Объектом дипломной работы является развитие экологических знаний.
Предметом дипломной работы является система влияния экологических знаний на деятельность вооруженных сил.
В работе использовалась учебная и научная литература по экологии, военной экологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. Данная тема недостаточно изучена в литературе, тем не менее, известные современные российские ученые А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, Д.М. Гвишиани, Н.Н. Иноземцев, Н.Ф. Реймерс, А.С.. Панарин, В.С. Степин, А.С. Исаев, Н.С. Касимов, Ю.А. Израэль, В.И. Данилов-Данильян, С.П. Капица, К.С. Лосев, В.Г. Горшков, К.Я.Кондратьев, А.С. Урсул, Н.М. Мамедов, В.В. Снакин и др. разрабатывали и продолжают разрабатывать и исследовать по указанным выше направлениям процессы глобализации, устойчивого развития, взаимоотношения человека, природы, общества, внося заметный вклад в становление и развитие комплексной области знаний - экологии как науки о разных аспектах взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой, в том числе о совместном развитии человека, сообществ людей в целом и окружающей среды, а также о биотические механизмах регуляции и стабилизации окружающей среды, обеспечивающих устойчивость жизни.
В работе использовались методы изучения научной и методической литературы, метод анкетирования.
Дипломная работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.

Список литературы
1. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность. - М.: ИПУ РАН, 2003. - 92 с.
2. Веснин Т.А. Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов, - М.: Министерство обороны РФ, 2009. - 320с.
3. Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Ред.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков.- СПб.: Питер, 2006. - 1160 c.
4. Гордиенко В.А. Методологические проблемы экологического образования в курсе "Концепции современного естествознания"// Тр. 3-й Междун. конф. "Экологическое образование в университетах".- Владимир: изд. Green Cross, 1997.- С. 73-76.
5. Гордиенко, В.А., Гордиенко, Е.Л. Роль естественнонаучных знаний в экологическом образовании и просвящении / В.А. Гордиенко, Е.Л. Гордиенко // МКО-10, 2010.с.40
6. Жигадло, Т.А. Военная экология, - М.: Русь-СВ, 2003. - 124с.
7. Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования //Развитие непрерывного экологического образования. - М.: Изд_во МНЭПУ, 1995. С. 16-26.
8. Калюжный А. Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части // Ориентир. - 2006. - №8.
9. Колосова, О.Ю. Особенности экологической науки в современном постнеклассическом знании // Гуманитарные и социальные науки - 2008. - №2. с.51
10. Комарова, Ю.Н. Охрана жизнедеятельности, - СПб.: Питер, 2009. - 234с.
11. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Приложение №3 к приказу министра обороны РФ 2004 года №70.
12. Концепция экологического образования для стран СНГ //Вестник экологического образования в странах Содружества, 1999 (пилотный выпуск). С. 3.
13. Корин С. Система воспитания военнослужащих ВС РФ // Ориентир. - 2005. - №7.
14. Лебедева М.И., Анкудимова И.А. Экология: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 112 с.
15. Маглыш С.С. Общая экология: Учеб.пособие / С.С. Маглыш. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 111 с.
16. Марфенин Н. Н. Концепция "устойчивого развития" в развитии //Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). М.: Изд_во МНЭПУ, 2002. С. 126-176.
17. Марфенин Н.Н. Необходимые условия развития экологической культуры населения// Тез. докл. 4-й Междун. конф. По экологич. образованию. Экологическое образование и просвещение населения. Пущино, 1998.- М.: Изд. МНЭПУ, 1998.- С. 30-32.
18. Медвецкий, В.А. Безопасность жизнедеятельности, - М.: Аст, 2010. - 430с.
19. Памятка военнослужащему по охране окружающей среды, - М.: Министерство обороны РФ, 2000. - 100с.
20. Перелет, Р. А. Переход к эре устойчивого развития? //Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). - М.: Изд_во МНЭПУ, 2003. С. 10-31.
21. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах // Информационно-аналитический обзор. - М.: Государственный центр экологических программ, 2002. 448 с.
22. Сухаревич, О.В. Военная экология, - М.: Аст, 2008. - 132с.
23. Учебное пособие для руководителей занятий по экологической подготовке солдат и сержантов "Обеспечение экологической безопасности при повседневной деятельности частей и подразделений", Министерство обороны РФ, 2000 г.
24. Ханцеверов, Ф.Р., Хата, З.И. Валеология, эниовалеология: история, состояние, перспективы// В сб.: "Вопросы защиты жизнедеятельности человека, животных и растений".- М.: Изд-во ИИКЦ "Эльф-З", 2002. - С.10-18.
25. Чижевских, В.В. Военная экология. - М.: Воениздат, 2005. - 180с.
26. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды / Сост. Н. Н. Марфенин. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. - 344 с.
27. Экология. Военная экология: Учебник для высших учебных Э15 заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В. И. Исакова - Изд. 2, перераб. и доп. - М- Смоленск: ИД Камертон - Маджента, 2006. -724 с.
28. Яковлев, Т.В. Экология, - Мн.: Высшая школа, 2001. - 122с.