Схематическое моделирование при обучении решению задач на движение (младшие школьники)

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 4
1.1. Арифметическая задача. Виды арифметических задач 4
1.2. Роль решения задач 6
1.3. Общие вопросы методики обучения решению простых задач 9
1.3.1. Подготовительная работа к решению задач 10
1.3.2. Классификация простых задач 11
ГЛАВА 2. Моделирование как средство формирования умения решать задачи 15
2.1. Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство 15
2.2. Обучение решению задач на движение с помощью схематического моделирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВведениеВелико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям чуть ли не с пеленок.
Арифметика возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Арифметика развивалась медленно и долго.
В настоящее время в связи с дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема разработки соответствующих программ обучения. Существующие традиционные программы и учебники по математике для начальной школы перестали удовлетворять потребностям не только специализированной начальной школы, но и обычной системы начального образования. Содержание этих программ во многом устарело, оно не учитывает тех, безусловно, интересных эффективных наработок в области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в практику многих учителей. В связи с этим представляется необходимой разработка усовершенствованных вариантов традиционных программ по математике с учетом этих наработок.
В данной курсовой работе, выдвигая гипотезу, что приемы графического моделирования влияют на скорость формирования умения решать задачи, я постараюсь сделать следующее:
ў Рассмотреть известные, но мало применяемые на практике графические модели, включить их в практическую работу с детьми;
ў Овладеть приемами диагностики уровня сформированности умения у детей младшего школьного возраста решать задачи на движение;
ў Систематизировать приемы схематического моделирования, учитывая опыт учителей начальной школы.
Целью данной курсовой работы является разработка системы приемов схематического моделирования.
В работе планируется использовать различные учебные пособия для начальной школы, систему обучения, разработанную под руководством Л.В. Занкова, новые экспериментальные методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике (по публикациям в журнале "Начальная школа"), а также методику Эрдниева П. М. "Укрупненные дидактические единицы" и др.
Список литературы1. Аргинская И.И. Математика. 1 класс. Пособие для учителя к стабильному учебнику. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1996
2. Аргинская И.И. Математика. 3 класс. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1997
3. Аргинская И.И. Математика. Методич. пособие к уч.1-го кл. нач. шк. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2000
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: "Просвещение", 1984
5. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. М.: "Просвещение", 1993
6. Гейдман Б.П., Иванина Т.В., Мишарина И.Э.Математика 3 класс. - М.: Книжный дом "ЧеРо" изд. Московского университета, МЦНМО, 2000
7. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М.: "Просвещение", 1982. - 144 с.-(Библиотека учителя математики).
8. Грин Р., Лаксон Д. Введение в мир числа. - М.: 1984
9. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. - М.: "Просвещение", 1991
10. Жиколкина Т.К. Математика. Книга для учителя. 2 кл. - М.: "Дрофа", 2000
11. Журнал "Начальная школа" 1981-1998 гг.
12. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. -М.: "Владос", 1999
13. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч.пособие. - М.: "ACADEMA"
14. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: "Лицей", 2000
15. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. В сб. "Школа 2100" вып.4 Приоритетные направлнеия развития образовательной программы - М.: "Баласс", 2000, с.109
16. Математическое развитие дошкольников. Реценз. Бабаева Т.И. Уч.-метод. Пособие - С-Петербург: "Детство-Пресс", 2000
17. Моршнева Л.Г., Альхова З.И. Дидактический материал по математике. - Саратов: "Лицей", 1999 г.
18. Нешков Н.И., Чесноков А.С. Дидактический материал по математике для 4-го кл. - М.: "Просвещение", 1985
19. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - С-П.: "Детство Пресс", 2000
20. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации. - М."БАЛАСС", "С-ИНФО", 2000
21. Сергеев И.Н., Олехин С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. - М.: "Наука", 1991
22. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в 1-3 кл. - М.: "Просвещение", 1984
23. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: "Педагогика", 1988. - 208 с.