Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста76

СодержаниеТема 1: "Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста" 2
1. Содержание и сущностные характеристики каждого этапа развития методики 2
2. Доказать правомерность современных взглядов на развитие математических способностей у детей идеями из истории педагогики 4
3. Установить связи и зависимости, некоторые общие закономерности в историческом процессе становления теории и методики развития математических представлений в дошкольном возрасте 6
Тема 3. "Познание свойств и отношений детьми дошкольного возраста" 8
1. Представление о развитии чувственного опыта как основы освоения свойств и отношений 8
2. а) основные закономерности развития чувственно и логической форм познания (на математическом содержании) 10
2. б) особенности освоения детьми раннего и дошкольного возраста свойств и отношений (на примере массы, формы, размера), способов их сравнения и оценки 12
3. Содержание педагогического процесса, направленного на обогащение опыта познания свойств и отношений (формы, размера, массы); специфику современных средств, методов, форм организации данного процесса 13
4. Проанализировать подходы к процессу освоения дошкольниками свойств и отношений как начало и условие познания простых математических зависимостей 15
5. а) взаимосвязи между целями, содержанием и технологиями освоения детьми свойств и отношений 16
5. б) конструирование методов и форм работы с дошкольниками 18
5. в) выделить и аргументировать взгляд на пункт А и Б, критически его оценить 20
ВведениеПонятие "развитие математических способностей" является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, размере, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "житейских" и "научных" понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании "картины мира" ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника и развитие связной речи.
Основные этапы становления методики математического развития детей дошкольного возраста имеют следующие характеристики:
1 этап. Эмпирическое развитие методики. Выдвижение и обоснование идей математического развития:
" передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский и др.);
" представителями классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель).
Математическое развитие дошкольников средствами "веселой", занимательной математики (вторая половина XIX - начало XX в.).
Методика предматематической подготовки детей к обучению в школе, в современном ее виде, формировалась длительное время. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Предшественником методик математического развития как науки было устное народное творчество. Различные считалки, загадки, пословицы, потемки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать представление у ребенка о понятиях числа, размера, формы, пространстве и времени.
2 этап. Начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников. Определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей Е.И. Тихеевой, Я.В. Глаголевой, Ф.Н. Блехер.
Естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье по методу Е.И. Тихеевой. Характеристика 60 игр - занятий, разработанных ею. Создание развивающей среды как условия полноценного математического развития. Разнообразие разработанных Я.В. Глаголевой методов обучения детей сравнению величин.
Дидактические игры, игровые занимательные упражнения - основной путь математического развития детей по методике, разработанной Ф.Н. Блехер. Влияние фундаментальных исследований в области психологии и педагогики на становление теории и методики (К.Ф. Лебединцев, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.).
Методическое пособие издаваемое в России в дореволюционный период адресовались одновременно семье и детскому саду. Цель их состояла в ознакомлении родителей и воспитателей с содержанием обучения математики. Методика математического развития, постоянно обогащаясь и совершенствуясь за счет новых научных исследований в данной области и передового педагогического опыта.
3 этап. Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной (50-60-е гг.). Начиная с 40-х годов XX века разрабатывала вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование.
Теоретическая и методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел детьми 2-7 лет.
Современное состояние и перспективы развития методики обучения элементам математики детей дошкольного возраста. В 60-70 гг. исследования, проведенные Т.А. Мусейибовой, Т.В. Тарунтаевой, В.В.Даниловой, Н.И.Непомнящей и др. позволили определить объем и содержание обучения математике в д/с. Психолого-педагогические исследования Н.Н. Подъякова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера обосновали умственные возможности детей в процессе обучения. В современных исследованиях В.В.Давыдова, В.В Даниловой, А.Я.Савченко, Н.И. Непомнящей, Г.А.Корнеева подчеркивается необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам действий.
Список литературы