ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ97

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ 6
1.1. Корпоративная культура: основные понятия и функции 6
1.2. Типология корпоративной культуры 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ 23
2.1. Миссия и ценности компании как основа ее корпоративной культуры 23
2.2. Этапы формирования корпоративной культуры компании 31
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СБЕРБАНКА РФ 45
3.1. Анализ опыта формирования корпоративной культуры в Сбербанке РФ 45
3.2. Направления развития деятельности по укоренению корпоративной культуры в Сбербанке РФ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Введение
Выражение "культура" в отношении организаций со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации.
Пожалуй, организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны одной медали, одной стороной которой служат разделяемые ценности и нормы поведения, а на другой - ожидания.
На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления.
Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно.
Безусловная культура, вероятно, более четко отражает реальность.
Корпоративная культура - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы.
Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое корпоративной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.
Вопрос корпоративной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.


Организация функционирует и развивается, как сложный организм.
Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.
Этот "жизненный" потенциал деятельности организации обеспечивает корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации.
Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе.
В любой организации существует диалог между людьми, носителями корпоративной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
В последние годы управленческие службы не только изменили отношение к культуре организации, но и заняли активную позицию в использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления.
В дополнение к влияниям организационного уровня хорошо изучено и воздействие корпоративной культуры на отдельных людей, например на их моральные качества, преданность делу, производительность труда, состояние физического здоровья и эмоциональное благополучие работающих людей.
Когда затраты на заботу о здоровье по-прежнему растут, впустую сгорая на какой-то не знающей временных пределов высоте; когда размывание преданности наемных работников фирмам ежегодно выливается в миллионы долларов затрат на замену и переобучение персонала; когда организации утрачивают секреты в силу подрывной деятельности и дезертирства; когда не прекращаются судебные процессы и другие формы протеста недовольных наемных работников, воздействие на индивида, лежащее в самой основе корпоративной культуры, не может не стать сферой особой озабоченности.
Более того динамика культуры всей своей корневой системой органически связана с изменением людей. Если менеджеры не пожелают благосклонно отнестись к перестройке собственной личности, культура организации будет обречена на состояние окостенелости.
Это определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических основ определения эффективности корпоративной культуры на предприятии и выработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть основные понятия и функции корпоративной культуры предприятия;
охарактеризовать типологию корпоративной культуры;
рассмотреть миссию и ценности компании как основу ее корпоративной культуры;
выделить этапы формирования корпоративной культуры компании;
проанализировать опыт формирования корпоративной культуры в Сбербанке России;
определить направления развития деятельности по укоренению корпоративной культуры.
Объектом исследования является Сберегательный банк РФ.
Список литературы1 PR: теория и практика / Под ред. М. А. Лукашенко. - М.: Маркет ДС, 2008. - 328 c.
2 Алавердов А.Р. Управление персоналом: учеб. Пособие. - М.: Маркет ДС, 2008. - 304 с.
3 Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 132 с.
4 Базилевич Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. - Л.: ЛФЭИ, 2006. - 122 с.
5 Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.
6 Баринов В.А. Конфликты и способы их разрешения // Менеджмент в России и за рубежом. - №5. - 2008. - С.8-10.
7 Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2 томах - К.: Ника-Центр, 2006. - 521 с.
8 Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2007. - 344 с.
9 Бурнс Т.Ф. Культура менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 221 с.
10 Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 2007. - 313 с.
11 Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 221 с.
12 Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высш. шк., - 2007. - 175 с.
13 Волкова К. А. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, дополнительные инструкции. - М.: НОРМА, 2006 - 312 с.
14 Воловик Е. Корпоративная культура: американский подход // Финансовый бизнес. - 2008. - №11-12. - С. 48-51.
15 Воронов А. А. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№4.-С.98-108.
16 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., переработано и дополнено - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 289 с.
17 Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2007 - 98 с.
18 Гольдштейн Г. Основы менеджмента. учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 455 с.
19 Горшкова А.А. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 323 с.
20 Гэлэгер Р. Душа организации. Как создать успешную корпоративную культуру. - М.: Добрая книга, 2006. - 352 с.
21 Данилов П. Место и роль Корпоративной культуры // Кадровик. Управление персоналом. - 2006. - № 12. - С.26-27.
22 Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. - СПб.: Питер: Питер принт, 2007. - 197 с.
23 Занковский А.Н. Корпоративная культура // Управление персоналом. - 2008. - № 11. - С.20-22.
24 Кедров Д. Знакомимся с распорядительными документами // Кадровик. Управление персоналом. - 2006. - № 11, 12. - С.21-25.
25 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
26 Ким Камерон Диагностика и изменение Корпоративной культуры. - СПб.: Питер, 2006. - 117 с.
27 Козлов В.В. Корпоративная культура: "костюм" успешного бизнеса // Управление персоналом. - 2006. - № 11. - С.35-38.
28 Конаховская В. Оценка эффективности управления предприятием // Top-Manager. - 2007. - №5. - С.41-42.
29 Корпоративная культура и управление изменениями: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 192 с.
30 Кривоносов М. Пособие для руководителей по управлению развитием организации // Кадровик. Управление персоналом. - 2006. - № 12. - С.68-72.
31 Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. - М.: Вуз и школа, 2007. - 819 с.
32 Организационное поведение. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. - Тюмень: Вектор Бук, 2008 - 308 с.
33 Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 156 с.
34 Панкин А. И. Основы практического менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 441 с.
35 Слободской А.Л. Корпоративная культура, О.А.Касьяненко. Учебное пособие. - СПб.: изд-во СПб ГУЭФ, 2008. - 192 с.
36 Смит Д. Корпоративная культура и управление. - М.: Высшая школа, 2006. - 147 с.
37 Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 313 с.
38 Справочник директора предприятия. / Под ред. М.Г. Лапусты. 6-е изд., испр, измен. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008. - 612 с.
39 Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2006. - 75 с.
40 Ульяновский А. Лояльность в четырех оргкультурах // ДП - Персонал. - 2008. - №6. - С.16-21.
41 Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 232 с.
42 Уткин Э.А. Менеджмент. Вопросы и ответы. Пособие для подготовки к экзамену. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2007. - 312 с.
43 Чукаева У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшинз (PR) в промышленных организациях // Социологические исследования. - 2006. - №8. - С.74-78.
44 Шэйн Э.Г. Корпоративная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. - СПб.: Питер, 2009. - 112 с.
45 Щукин В. Корпоративная культура: дань моде или неотъемлемый элемент современного бизнеса? // Человек и труд. - 2007. - №9. - С. 81-83.
46 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 235 с.
47 www.kadrovik.ru.