Развитие логического мышления учащихся при обучении информатике6

Содержание1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. Мышление. Основные закономерности развития мышления 7
3. Опытная работа по формированию понятий 15
3.1. Формирование понятий 15
3.2. Развитие алгоритмического мышления 21
3.3. Решение задач в курсе информатики 26
3.4. Решение логических задач 33
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведе-ний, становятся все более интеллектоемкими.
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международ-ном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной технической можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информацион-ном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышле-ние, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию но-вых схем, структур и моделей).
Новое содержание обучения требует от учителя разработки новой ме-тодики, которая обеспечивала бы не только сообщение учащимся все возрас-тающего объема знаний, но еще и более быстрые темпы восприятия, перера-ботки и усвоения научной информации, выработку умения самостоятельно пополнять и приобретать новые знания, критически осмысливать их.
Информатики - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Задачи обучения информатике не ограничиваются только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования функций образовательной области, связанной с инфор-матикой, определяются спецификой ее вклада в решении основных задач общего образования человека.
1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае фор-мирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечает-ся значительное влияние изучения информатики и использования компьюте-ров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мыш-ления, а также формирование нового типа мышления, так называемого опе-рационного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
В ряде психологических исследований указывается на создание воз-можностей при использовании компьютеров в учебном процессе эффектив-ного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышле-ния.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обуслов-лена современными разработками в области методики моделирования и про-ектирования, особенно в объективно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мыш-ление.
Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритм действий и схемы логического вывода (т.е. то, что происходит при информа-ционно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышле-нии.
В чем же состоит информационно-логическое моделирование?
За длинным названием "информационно-логические модели" не кроет-ся ничего устрашающего. С простейшими их "прообразами" все мы имеем дело даже в бескомпьютерном быту: кулинарный рецепт, руководство по эксплуатации пылесоса - все это попытки дать описание реального объекта или процесса. Чем точнее описание, чем легче с ним иметь дело другому че-ловеку. Чем больше в нем ошибок и неопределенностей, тем больше просто-ра для "творческих озарений" исполнителя и … тем выше вероятность не-адекватного результата.
В области информатики конечным потребителем подобного описания становится не человек, а компьютер, лишенный интуиции и озарений. По-этому описание должно быть формированным, т.е. составленным с соблюде-нием определенных правил.
Такое формализованное описание и является информационно-логической моделью.
Развитие навыков построения моделей способствует решению задачи, имеющей общеобразовательную ценность, а именно развитию логического мышления. Ведь процесс построения моделей требует помимо специальных знаний еще и особым образом развитого мышления.
Логика необходима там, где имеется потребность привести в порядок эмпирические знания, систематизировать и классифицировать различные по-нятия, дать им четкое определение.
Логическое мышление в конечном счете сводится к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и другим мыслительным операциям и научить уче-ника рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет этими мыслительными операциями. Они обеспечивают глубокое и высокока-чественное усвоение научных знаний.
Логическое мышление не является врожденным, значит на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их ло-гически мыслить.
Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся зна-ний и умений, необходимых для практической деятельности по сбору, хране-нию, систематизации, преобразованию и обработке информации логического мышления и решению задачи с использованием алгоритмического и эври-стического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.
Итак, развитие логического мышления учащихся - одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе.
Для решения данной проблемы необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.
Необходимо:
- развивать умение проведения анализа действенности для построения информационно-логической модели;
- научить использовать основные алгоритмические конструкции для по-строения алгоритмов (с целью развития алгоритмического мышления);
- вырабатывать умение устанавливать логическую (причинно-следственную) связь между отдельными понятиями;
- совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся.
Список литературы
1. Заг А.В. Как определить уровень мышления школьников.
2. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования систем знаний старшеклассников. М., 1978.
3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983.
4. Леденев В.С., Никандров Н.Д., Лазутова М.Н. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998.
5. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Применение логических схем понятий в курсе информатики.
6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1975.
7. Павлова Н.Н. Логические задачи. Информатика и образование №1, 1999.
8. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Просвещение, 1973.
9. Понамарева Е.А. Основные закономерности развития мышления. Ин-форматика и образование №8, 1999.
10. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Просвещение, 1989.
11. Самовольникова Л.Е. Программно-методические материалы: Информа-тика. 1-11 класс.
12. Столяр А.П. Логика и проблемы обучения. М.: Просвещение, 1977.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е издание. М., 1999.
14. Суворова Н.И. От игр и задач к моделированию. Информатика и обра-зование №6, 1998.
15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.