2.Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов. 4

СодержаниеПлан
1.Определение вопроса, его структура, виды и функции. 2
2.Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов. 4
Упражнение 1. 9
Упражнение 2. 10

ВведениеВопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.
В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса (datum questionis).
Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики - Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.
Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.
Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или "провокационный".
Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.
Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие, или ли - вопросы;
- восполняющие, или что - вопросы.
Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.
Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.
Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии или в процессе допроса - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.
Среди ответов различают:
- истинные и ложные;
- прямые и косвенные;
- краткие и развернутые;
- полные и неполные.
По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.
Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ.
По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.
Список литературы
1. Гетманова, А. Д. Учебник по логике. /А.Д.Гетманова. - М.: Владос, 1995. - 303 с.
2. Ивин, А. А. Логика: Учебное пособие. - Изд. 2-е. /А.А.Ивин. - М.: Знание, 1998. - 342 с.
3. Кондаков, Н.И.: Логический словарь-справочник. / Н.И.Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
4. Бочаров, В. А., Маркин, В. И. Основы логики: Учебник. /В.А.Бочаров, В.И.Маркин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 296 с.
5. Ивин, А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике /А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. - М.: Туманит, ВЛАДОС, 1997. - 384 с.