Отличия логики и когнитивной психологии в исследовании мышления

СодержаниеВведение 3
1. Исследование мышления в логике 4
2. Предмет изучения мышления в когнитивной психологии 8
Заключение 13
Литература 15

ВведениеНаше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединённых посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории.
В настоящее время мышление является предметом изучения многих наук: психологии, философии, логики и других. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. В данной работе мы рассмотрим особенности исследования мышления в логике и когнитивной психологии.


Список литературы1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М.: Изд-во "Российское педагогическое агентство", 1997.
3. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону, 1996.
5. Психология. Словарь./ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.
7. Станкевич Л.А. Когнитивные концепции и их использование в технических интеллектуальных системах. - СПб., 2006.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 1997.
9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1994.


Похожие работы

  • Реферат
    Обзор современных исследований в области психологии

    В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

  • Курсовая работа
    Творческое мышление и особенности когнитивной дифференцированности

    В современной педагогике и психологии существует множество теорий развития личности, каждая из которых по-своему определяет главные факторы развития личности. Педагоги и психологи (Пиголицина Ф., Кузнецова А.В., Никитин Б.П. и другие) по-своему, индивидуально трактуют этот процесс.

  • Дипломная работа
    Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии.

    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специаль-но занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.

  • Дипломная работа
    Развитие когнитивной компетентности старшеклассников на уроках математики средствами кейс-технологии

    Развитие Российского общества, современная парадигма образования требуют всемерного развития личностных особенностей человека - его сознания, духовности, культуры, интеллектуального потенциала, познавательной самостоятельности. Перед современной педагогикой стоит задача разработки методов формирования и развития активной личности, способной к эффективному самоопределению.

  • Курсовая работа
    Выяснение предмета психологии, изучение задач общей психологии

    Психология - это не что иное, как наука о закономерностях развития и работоспособности психики, как особой формы жизнедеятельности. Отношения между живыми существами и окружающим миром строятся на основе качественно-отличных от физиологических, но прикреплённым к ним психическим процессам, актам состояния.

  • Курсовая работа
    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Подростковый возраст - это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности. Рассмотрение этого процесса, что такое кризис подросткового возраста, и как он протекает. Родителям, педагогам и самим подросткам важно понимать, что происходит во внутреннем мире человека в период с 13 до 17 лет.

  • Контрольная работа
    Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

    Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез.

  • Курсовая работа
  • Курсовая работа
    Виды маркетинговых исследований. Примеры маркетинговых исследований 2008-42

    Располагая гораздо большей информацией о потребляемых продуктах, чем прежде, современный потребитель имеет чрезвычайно широкие возможности при выборе товара. Комбинация усилившейся конкуренции и массированной бомбардировки коммерческой информацией, исходящей от множества конкурирующих сторон, заставляет игроков рынка в создавшейся на данный момент обстановке вкладывать все больше и больше труда в попытки оказать влияние на поведение целевого рынка.

  • Реферат
    Взаимосвязь языка и логики

    Язык, как известно, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому.

  • Реферат
    Основные этапы развития логики

    Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что означает "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например, "логика фактов", "логика вещей", "логика истории" и так далее.

  • Реферат
    Изучить основные законы формальной логики

    Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое выражение наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность.

  • Реферат
    Изучить основные законы формальной логики 2009-17

    Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое выражение наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность.