ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 12

СодержаниеВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЯ "ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ" В ПЕДАГОГИКЕ 5
1.1.Понятие "форма обучения" 5
1.2. Формы организации учебных занятий 8
1.3. Формы организации учебной деятельности 10
ГЛАВА ІІ. ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 12
2.1.Урок как основная форма обучения литературе в современной школе……………….. 12
2.2.Нетрадиционные формы обучения литературе 14
2.3.Активные и интерактивные формы обучения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Урок-игра по литературе в 8 классе
Введение

Актуальность темы исследования. В воспитании молодежи неоценима роль художественной литературы. Она формирует нравственные ориентиры человека, утверждает в нем гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает его к культурному и духовному наследию человечества. О потенциальной возможности целостного воздействия литературы на развитие и формирование личности пишут многие исследователи.
На сегодняшний день развитие читательской активности молодежи требует особого внимания. Налицо негативное влияние мощного информационного потока книжного рынка со случайной низкохудожественной литературой. В итоге у молодых постепенно вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры.
Большие образовательные и воспитательные возможности литературы как учебного предмета не реализуются сами по себе, если не организовать соответствующим образом процесс ее преподавания. В связи с этим особую актуальность приобретают пути, методы реализации воспитательного потенциала литературы на уроках и поиск новых структур, моделирование других, нетрадиционных форм проведения уроков.
Проблема активных форм уроков русской литературы нашла отражение в исследованиях ученых-методистов Р.И. Альбетковой, С.К. Бирюковой, О.Ю. Богдановой, Н.Н. Вербовой, Н.И. Кудряшева, С.А. Леонова, Л.Н. Лесохиной, А.А. Липаева, A.M. Лебедева, К.В. Мальцевой, К.М. Нартова, И.Б. Нимаевой, СМ. Петровой, Н.С. Русиной, З.С. Смелковой, Л.В. Тодорова, М.В. Черкезовой, В.Ф. Чертова, Е.П. Шибинской и др. В этих трудах активными называются такие формы уроков, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. На таких уроках поисковый путь усвоения новых знаний, многообразие видов деятельности на уроке, учет индивидуальных возможностей учащихся в коллективной учебной работе активизируют процесс совершенствования и закрепления их знаний, умение практически использовать усвоенные знания; концентрация литературного материала вокруг существенных для складывающегося мировоззрения ученика проблем, анализ поступков литературных героев, глубокое проникновение в их сложный мир, выявление авторской позиции, выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе обеспечивают непрерывное и позитивное воспитательное воздействие художественной литературы на формирование нравственных ориентиров учащихся.
Цель работы: выявить специфику существующих в школе практических форм изучения литературы.
Задачи работы:
" Рассмотреть особенности понятия "форма обучения";
" Изучить формы организации учебных занятий и учебной деятельности;
" Выделить урок как основную форму обучения литературе в современной школе;
" Представить нетрадиционные формы обучения литературе;
" Описать активные и интерактивные формы обучения.
Предмет изучения: методика преподавания литературы в современной школе.
Объект изучения: формы изучения литературы в современной школе.


Список литературы1. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. Ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 84 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. /В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Ануфриева, О. Межпредметные связи на уроке литературы /О.Ануфриева// Народное образование. - 1998. - №5. - 116-120.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. /Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 251 с.
5. Богданова, О.Ю., Леонов, С.А., Чертов, В.Ф. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ А, 1999. - 307 с.
6. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - /В.В.Голубков. - М.: Учпедгиз, 1962. - 495 с.
7. Железовская, Г.И., Еремина, С.В. Формирование терминов в языке современной дидактики. // Известия Саратовского университета. - 2008. - Т. 8. - Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 1. - С. 33-39.
8. Ионин, Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986. - 72 с.
9. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 448 с.
10. Краевский, В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всероссийского методологического. конф.-семинара // Гл. ред. В.В.Краевский. - Волгоград; Краснодар. М., 2008. - С. 60-66.
11. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
12. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1985. - 183 с.
13. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности. /А.М.Новиков. - М.: Издательство "Эгвес", 2005. - 176 с.
14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
16. Плаксина, Л.В. Интегрированный урок: в чем его суть? /Л.В.Плаксина// Отрытая школа. - 2000. - №6. - С.24-28.
17. Полонский, В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики/В.М.Полонский// Педагогика. - 1999. - № 8. - С.45-49.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. /М.А.Рыбникова. - М. Просвещение, 1985. - 288 с.
19. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. /Т.В. Рыжкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 338.
20. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: "Современное слово", 2001. - 928 с.
21. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. /А.В.Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
22. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе./И.М.Чередов. - М.:Просвещение,1987. -290 с.