ТРАГЕДИЯ ДАТСКОГО ПРИНЦА57

Содержание1. Трагедия Шекспира 1
1.1. Трагедия ренессансного гуманизма 1
1.2. Проблематика шекспировских трагедий 1
1.3. "Вечные" образы в трагедиях Шекспира 1
2. Дилемма гуманизма в трагедии "Гамлет" 2
2.1. Жанровые аспекты трагедии (трагедия трона; пьеса-расследование; судебная пьеса; трагедия ума; трагедия одиночества и т. п.). 2
2.2. Кризис гуманистического сознания: Гамлет, монолог об отличном человеке (акт 1, сцена 2) 4
2.3. Основной вопрос трагедии: Гамлет, монолог "Быть или не быть?" (акт 3, сцена 2) 5
3. Как развивается конфликт Гамлета с окружающим миром 6
3.1. Гамлет и носители власти (Клавдий, Полоний) 6
3.2. Гамлет и Гертруда 8
3.3. Гамлет и Офелия 9
3.4. Гамлет и мнимые друзья 10
3.5. "Море бед" и одинокий человек 11
4. Поэтика трагедии 12
4.1. Построение 12
4.2. "Лишние эпизоды" 15
4.3. "Мышеловка": пьеса в пьесе 16
4.4. Композиционная роль монологов Гамлета в построении трагедии 18
5. Пьеса на все времена 18
5.1. Каждая эпоха имеет своего "Гамлета" 18
5.2. Гамлет как "лишний человек" (Белинский В. Г., Тургенев И. С.) 18
5.3. "Гамлетизм" как болезнь интеллигенции 21
5.4. "Гамлет" В. Шекспира и "Чайка" А. П. Чехова 22
ТЕКСТЫ 23
ЛИТЕРАТУРА 23

ВведениеНа протяжении всех средних веков людей убеждали, будто их величайшее несчастье в том, что они люди. Великая революционная мысль эпохи Возрождения провозгласила, что быть человеком - счастье. То была идея, перевернувшая все отношение к жизни. Против нее особенно ополчились все силы старого миропорядка, но она все больше завоевывала признание. Ею было проникнуто все замечательное в искусстве эпохи Возрождения. Она звучит и у Шекспира в "Гамлете": "Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличий и движении - как выразителен и чудесен! В действии - как сходен с ангелом! В постижении - как сходен с божеством! Краса вселенной! Венец всего живущего!" В этих словах шекспировского героя получила выражение одна из величайших гуманистических идей эпохи.
Трагедия Возрождения - в одиночестве титанов. Пренебрежение к человеку, к его правам и достоинству, в представлениях гуманистов не могло иметь места в здоровом человеческом обществе. Между тем, история постепенно смывала радужный ореол с надежд, порожденных Ренессансом. Гуманисты оказывались один на один с реальностью - войнами, эпидемиями, отсталостью, суевериями, интригами, сутяжничеством. Поэтому такой силой и такой горечью проникнуты скульптуры Микеланджело, поэтому столько сарказма и вежливой мудрости в словах Э. Роттердамского: "Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с ней".
Коллизия между человеком и обществом, в отличие от раннего Возрождения, носит на позднем этапе внутренний и глубоко противоречивый характер. Обыденный порядок вещей, привычные понятия и неумолимый ход жизни, историческое развитие общества трагически противостоят друг другу. Этот конфликт, а иногда и глубоко внутренний, душевный конфликт находят свое отражение в трагедиях Шекспира.
Список литературыАникст А. Трагедия Шекспира "Гамлет: Лит. комментарий. ~М.: Просвещение, 1986.-223 с.
Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М.: Сов. писатель, 1974. -704 с.
Верцман И. Е, "Гамлет" Шекспира. - М.: Худож. лит., 1964.- 143 с.
Холлидей Ф. Е. Шекспир и его мир.- М.: Радуга. 1986. - 77 с.
Шенбаум Ш. Шекспир: Краткая документальная биография. - М.: Прогресс, 1985.-432 с.
Шведов Ю-Ф. Эволюция шекспировских трагедий. - М.: Искусство, 1975. - 464 с.