1. СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.13

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. 8
2. УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 35
3. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ИДЕЙНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА ПУШКИНСКИХ СКАЗОК. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Введение"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла" (Н. В. Гоголь).
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир! - создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды - будь это "Евгений Онегин" или "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Капитанская дочка" или "Буря мглою небо кроет". Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе: это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни.
"У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под "мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Выразительно охарактеризован Белинским пушкинский стих: "Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря... Если бы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина...".
Когда ты становишься взрослым, то ты читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям.
А.С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все. Но интерес к сказкам появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в тридцатые годы. Из более ранних опытов известен только отрывок "Сказки о царе Никите и его сорока дочерях", 1822 год. Сказка эта, написанная на нескромный сюжет, была уничтожена Пушкиным. Сохранился лишь черновик ее начала, а начало это любопытно только тем, что весь Пушкин уже употребил тот стихотворный размер, которым написана большая часть его последних сказок, - четырехстопный хорей.
Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их. С 1827 года он сам начинает писать "в народном вкусе". Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается. Интересно почему? А потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты. Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей.
Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени: "И пустили в Окиян", "Девицу в живых оставил", "Чародея подстрелил", "Лебедь тешится моя", "Мать и сын идут ко граду", "И Ответ держать велит", "За морем житье не худо", "Не привальный, не жилой", "Чуду царь Салтан дивится", "Обмерла и окривела", "Чудо-чудное завесть", "Свет о белке правду бает", "При честном при всем народе", "Злыми жабами глядят", "Молит князь: душа де просит, "Так и тянет и уносит...", "У моря искать дичины", "Со креста шнурок шелковый", "Смотрит - видит дело лихо: бьется - лебедь средь зыбей", "Молвит он: коль жив я буду", "К нам он в гости обещался, а доселе не собрался", "С сватьей бабой Бабарихой", "И засеян двор большой Золотою скорлупой", "В нем взыграла ретивое!", "...и дух в нем занялся... Царь слезами залился", "Их нашли насилу там". Все эти строки взяты из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди". В других сказках Пушкина безусловно можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XX веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его многообразию, певучести и красоте, а А.С. Пушкину - память в сердце.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.
А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы - великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя.
О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках. Справедливость весело и празднично торжествует в "Сказке о попе и о работнике его Балде". С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. "Сказка о попе и о работнике его Балде" не могла быть разрешена цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти.
Все рассматриваемые персонажи сказок Пушкина, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые - все они являются как бы собирательными образами народности сказок Пушкина, очень понятными читателю любого возраста, любой социальной направленности. А разве это не показатель?
Еще одним важным фактором сказок Пушкина является вымысел и романтическое настроение, а также сюжеты, навеянные услышанными русскими сказками. Все это так искусно переплетено, что задумываться, где быль или небыль, не хочется. В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), "золотой петушок", "золотая рыбка", черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны. Град на острове Буяне воспринимается сознанием действительно существующим, таким же как и описан: за белыми стенами маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам Пушкин, душою отдыхал, воображая этот остров и город на нем.
Все рассмотренные элементы сказок А. С. Пушкина дают возможность сделать вывод: им присуща народность, они созданы для народа, а поскольку сказки, как правило, ориентированы на определенный возраст, то можно с уверенностью сказать, что сказки Пушкина созданы для наших детей. Сказки Пушкина воспитывают самые лучшие чувства в детях.
Вопрос, обозначенный в названии работы, никак нельзя считать обойдённым: слишком очевидно его значение для творчества Пушкина. Он относится к числу таких, к которым всегда полезно возвращаться. Ведь наиболее важные вопросы обычно бывают и наиболее сложными. Хотя, казалось бы, для удовлетворительного их освещения необходимы размеры обширных монографий, рамки дипломной работы позволяют сосредоточить внимание на самой общей и, думается, самой существенной стороне дела. В попытке рассмотреть ещё раз процесс изучения сказок А.С. Пушкина в школе, а также попытаться на базе глубоко анализа изученного материала предложить свои наработки для более продуктивного педагогического процесса и заключается цель этой работы.
Совершенно очевидно, что избранная тема актуальна не только в настоящее время, но будет интересовать всех, кто выбрал себе очень ответственную профессию - учителя словесности, на протяжении вечности, ибо Пушкин бессмертен.
Разработкой данной проблемы в творчестве Пушкина А.С. занимались многие известные литературоведы. И всё же, как ни значительны достижения в преподавании сказок А.С. Пушкина в школе, мы не можем ими довольствоваться. Целый ряд аспектов данной проблемы настоятельно требует уже новых подходов и иных решений.
В своей дипломной работе мы попытались систематизировать имеющийся материал по проблеме преподавания сказок А.С. Пушкина в школе. Исходя из этого, мы составили следующий план работы: введение, в котором мы поставили вышеизложенные цели и задачи; первая глава, в проанализированы различные источники, касающиеся интересующей нас темы, а также выявлено основное значение сказок А.С. Пушкина для эстетического и этического воспитания учащихся; вторая глава, которая демонстрирует, как могут проводиться уроки внеклассного чтения, представлены основные типы отдельных форм организации уроков внеклассного чтения; третья глава посвящена игровым формам освоения сказок А.С. Пушкина; заключение содержит в себе ответы на поставленные вопросы; приложения содержат практический материал.
Список литературы1. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. 2 т. М., 1960.
2. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. 3 т. М., 1960.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. 9 т. М., 1960.
4. Герцик А.В. Методические рекомендации по проведению юбилейной пушкинской декады в школе// Рус.словесность - 1999, № 2, с.61-63.
5. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М., 1973.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1999г. т.2
7. Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".// Литература в школе, 1982, № 5. Стр.57-62.
8. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина.М.,1988г.
9. Зуева Т.В. Фольклорные и литературные особенности сказок А.С.Пушкин.// Рус.речь.- 1999.№3.
10. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность: О некоторых гранях пушкинского гуманизма. М., 1982.
11. Коровин В.И. Романтические настроения в пушкинской лирике 20-х годов.// История романтизма в русской литературе. 1790-1825. М.,1979.
12. Кудрявцева Л.С. У пушкинского Лукоморья: (Анализ иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина). //Начальная школа. - 1999. № 6.
13. Кузнецова Л.М. Пробуждающая любовь к Пушкину: (Об организации внеклассной работы по литературе). Литература в школе, 1980, №3.
14. Маршак С.Я. Воспитание словом. М., 1961.
15. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е г. (1830-1833) Л.,74.
16. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е г. (1834-1836) Л., 82.
17. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов, 1980.
18. Медриш Д.Н. Шестая сказка Пушкина, или Для чего собирались звери.// Рус.речь.- 1994. №1.
19. Мейлах Б.С. Творчество А.С.Пушкина. М.,1984.
20. Мещеряков А.С. Пушкин А.С.: "У лукоморья дуб зеленый…", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".// В кн. Изучение литературы в 4 классе. М.,1975.
21. Митяева З.А. Иконографический материал на уроках о Пушкине: 4-8 классы.// Литература в школе, 1980, № 6.
22. Одинцов В.В. "Все ходит по цепи …": (О фольклорных источниках образов в сказках Пушкина).// Рус.речь., 1981, № 4.
23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984г.
24. Сапожников С. Театр одной пушкинской сказки: (О художественном своеобразии "Сказки о рыбаке и рыбке" // Детская литература. - 1986, № 7.
25. Сачкова С.В. Из истории русской литературной сказки: Жуковский и Пушкин.// Рус. литература, 1984, № 4.
26. Сквозников В. "Еще одна высокая, важная песня". О сказках Пушкина.// Дет. литература. 1974 г.
27. Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.2. М.;Л.,1961г.
28. Чернышев В.И. Сказки и легенды пушкинских мест. - М.; Л., 1950 г.
29. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., 1974г.
30. Щербаков В. Загадка "Сказки о рыбаке и рыбке": Где Пушкин отыскал свою героиню? // Лит.газета - 1995г., 13 сентября.