Религиозно-философская публицистика Л.Н. Толстого (Лев Толстой и церковь)

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Религиозно-философская публицистика Л.Н. Толстого 9
Глава 2 Отлучение Л. Толстого (1901 г.) 31
Глава 3. Уход и смерть Л.Н. Толстого (1910 год) 65
Заключение 81
Библиография 86
ВведениеКак надо жить? Что такое зло, что такое добро? Как найти истину, если теряешься от обилия ответов, только озвучив вопрос? А что там, за пределами жизни? Что было в бесконечности до рождения человека и что будет после того, как человек исчезнет? В чём смысл моей жизни, зачем я пришёл в этот мир?
Примерно такие вопросы задаёт себе любой человек хотя бы раз в жизни. Кто-то, не найдя нужного ответа или не пожелав принять его, продолжает жить, как ему живётся, страдать, радоваться, мучиться и желать лучшего. Другой человек жить не может, не разрешив для себя эти вопросы. И ведь страстное желание, а вернее, потребность в решении этих философских вопросов совсем не прихоть. Ответы на них образуют мировоззрение человека, а значит, они указывают и то направление, в котором дальше строится жизнь, и определяют мысли человека, слова, поступки. Жизнь человека без ответа на эти вопросы похожа на бег с закрытыми глазами: не известно, куда движешься и зачем.
Не обойтись без философских вопросов и в литературе, которая отражает как отдельного человека, со всеми его поисками, сомнениями, устремлениями, идеями, так и всё человечество в целом. Но литература не отражает беспристрастно, как зеркало, существующий уклад жизни и не занимается простой констатацией фактов. Она ставит перед собой грандиозные философские и морально-просветительские задачи. Литература учит, формирует мировоззрение своего читателя, а значит, затрагивает и самые сложные, неоднозначные стороны жизни и пытается ответить на те вопросы, которые извечно интересуют ищущего человека.
Лев Толстой, "патриарх русской литературы", внёс свой вклад в мировую философию, культуру, литературу не только как гениальный писатель, но и как поистине великий мыслитель.
Современник Л.Н. Толстого, публицист, литературный критик, Д.В. Философов, называя Льва Толстого "совестью человечества", писал: "Для нас, русских, личность Толстого как писателя и проповедника нашего, русского, среди нас родившегося и выросшего, имеет еще свое, особое значение. Уж если где допустима национальная гордость, то именно здесь. Национальность, создавшая Толстого, имеет право на бытие, существование ее оправданно" .
Научное осмысление философского и публицистического наследия Л.Н. Толстого требует к себе внимания по нескольким причинам. С одной стороны, многие ученые-исследователи так же, как и политики, общественные деятели, читатели стали активно использовать мысли, высказывания писателя для подтверждения собственных взглядов, искажая смысл слов, идей Толстого. Это объясняется тем, что долгие годы религиозно-философские сочинения его не публиковались, духовно-нравственная сторона произведений Льва Толстого не изучалась. Не изучался опыт духовной жизни писателя, религиозные искания его современников, отсутствовали глубокие знания о Русской православной церкви и у самих исследователей.
С другой стороны, все более явным становится разрыв между целями и ценностями современного общества от толстовского понимания высшей жизненной правды. Даже простая постановка вопроса о качестве духовной жизни человека уже не для всех является очевидной. Отсюда возникает проблема понимания и претворения в жизнь религиозно-философского наследия, отраженного в произведениях Л.Н. Толстого, из публицистического текста в реальность сегодняшнего дня, появляется потребность в "переводах" и "переводчиках".
Актуальность темы определяется потребностью современного общества с позиций гуманитарной науки изучить глубинные ресурсы человеческой природы, обозначить возможности полноценного диалога светского и духовного начал культуры, как отечественной, так и мировой.
Так исторически сложилось, что в современной России Л. Н. Толстой известен в первую очередь как художник, автор "Севастопольских рассказов", романов "Война и мир", "Анна Каренина" и "Воскресение". Несомненно, эти произведения - достояние русской классики.
Но публицистика, "малая учительная проза" Л.Н. Толстого, его философские сочинения, в отличие от его художественных произведений, остались практически неизученными на его родине. Более того, многие современники Льва Николаевича восхищались его художественным гением, но считали его слабым, противоречивым, наивным мыслителем.
Одними из первых в русской критике, лидеры поздненароднической критики Н.К. Михайловский и А.М. Скабичевский в своих работах о Л.Н. Толстом-мыслителе, сознательно стремились утвердить репутацию Толстого как талантливейшего художника и слабого мыслителя. Они не только разделяли две ипостаси, "десницу" и "шуйцу", Толстого-художника и Толстого-мыслителя, но и противопоставляли их друг другу.
Этот взгляд оказал влияние на современную ему литературную критику и публицистику и стал практически аксиомой.
Позже эту мысль повторил современник Льва Толстого, публицист и философ, оказавший немалое влияние на становление отечественного православия в современной его форме, С.Н. Булгаков: "Если бы он остался только художником, и тогда он принадлежал бы к величайшим писателям всех времен и народов. Но влияние его и слава опираются теперь, прежде всего, на религиозную его проповедь, которая находится в несомненном и явном антагонизме с его художественным творчеством".
Такой со временем устоявшийся взгляд на публицистку Толстого-мыслителя, сформировал отношение к его публицистике как к литературе "второго сорта", к слабой и, по сути, не заслуживающей внимания части литературного творчества писателя.
Толстой-мыслитель и публицист долгое время оставался неизученным. Только недавно начали появляться исследования публицистики Толстого, свободные от марксистской идеологии, однако до сих пор остается огромный пласт материала, который ещё только предстоит проанализировать. Ясно, что Л. Н. Толстой как одна из самых авторитетных и знаковых фигур русской и мировой культуры, требует специального внимания и тщательного изучения именно в области публицистики.
Публицистическое наследие писателя огромно. Л.Н. Толстой откликался на все важнейшие проблемы своего времени. Он писал о голоде 1873 года и 1891-1893, 1898 годов, призывая богатое сословие "опомниться", откликнуться на народную беду. Он страстно выступал против смертных казней, рисуя безжалостные картины убийства, - его знаменитая статья "Не могу молчать" стала манифестом русской публицистики. Настойчиво и многократно говорил о вреде курения и употребления алкоголя, потому что это нарушает работу сознания, заглушает совесть и приводит к необратимым последствиям; об этом читаем в статьях "Для чего люди одурманиваются?", "Пора опомниться".
Во многих статьях, трактатах, письмах Толстой ставит и вопрос "Что такое искусство?", называя истинным искусством то, что передаёт чувства, эмоции и впечатления художника зрителю или читателю, и ведёт его, зрителя или читателя, к любви.
В творчестве Л.Н. Толстого, как в зеркале, отражается вся многогранная жизнь России. И он старается осмыслить её, найти выход, ответить на извечные русские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". Толстому всегда была нужна истина не ради истины, а для того, чтобы привести её в соответствие со своей жизнью.
Особое место в творчестве писателя занимает его религиозно-философская публицистика. После свершившегося в 1880-е гг. духовного переворота, его "второго рождения", с предельной откровенностью раскрытым писателем в его "Исповеди", Л.Н. Толстой обращается к глубоким мировоззренческим вопросам. Его целью становится найти ответы на важнейшие философские вопросы, и отсутствие логичных ответов в православной религии приводит его к попытке самому найти свою истину, которая устроила бы его целиком. Посвятив этому всю свою жизнь, Лев Толстой вырабатывает своё понимание смысла жизни на основе учения Христа.
Идейные искания писателя, его постепенно складывающееся представление о смысле жизни, его понимание истинной веры получают широкий резонанс в обществе. Его религиозно-философское учение, не совпадавшее с православной догматикой, воспринималось как ясная программа жизни. И это вполне объяснимо. Практически во всех своих публицистических статьях Лев Николаевич разрабатывает вопросы истинной веры, должного христианского нравственного поведения, размышляет над основополагающими жизненными вопросами.
Однако у писателя сложились непростые отношения с официальной церковью. И это было закономерно: в своих публицистических статьях он открыто выступал против некоторых основ церковного учения, и утверждал, что церковь, проповедуя идеи Христа, не следует тому, чему учит. Это вызывало крайне негативную реакцию церкви и привело к тому, что в 1901 году Святейший Синод опубликовал определение об отпадении Толстого от церкви, которое русское общество восприняло как отлучение писателя от церкви.
Это событие стало потрясением для российского общества и выявило глубокие противоречия и проблемы в духовной жизни страны. Спустя почти десятилетие уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны, ставший личной и семейной драмой для писателя, а также последующие события - уход и смерть, похороны "отлученного" писателя - возродили интерес к религиозным исканиям Л.Н. Толстого и вновь поставили перед общественностью нравственно-религиозные вопросы, о которых неустанно говорил Л.Н. Толстой.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе рассматриваются философско-религиозные взгляды Л.Н. Толстого, акцентируется внимание на главных произведениях Толстого 1880-х годов XIX в., в которых были обозначен путь писателя к новому нравственно-религиозному мировоззрению: "Исповедь", трактаты "В чём моя вера?", "Так что же нам делать?", "Царство божие внутри нас".
Во второй главе - отлучение Толстого от церкви, полемика вокруг Определения Синода об отпадении Л.Н. Толстого от церкви, воспринятого русским обществом как отлучение.
В третьей главе - уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны, посещение Оптиной пустыни, смерть и похороны писателя и вызванный этими событиями общественный резонанс.
Список литературыНадо расписать по произведениям Толстого, указать сочинения, входящие в этот том
1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1957. - Т. 23.
2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1937. - Т. 25.
3. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1957. - Т. 28
4. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1952. - Т. 34.
5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1936. - Т. 36.
6. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 томах. - М., 1984. - Т. 17.
7. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 томах. - М., 1984. - Т. 18.
8. Бирюков П.И. Биография Л. Н. Толстого. - М., 2000. - Т. 3.
9. Бирюков П.И. Биография Л. Н. Толстого. - М., 2000. - Т. 4.
10. Толстой Лев. Пора понять. Избр. Публицистические статьи. Сост. И предисловие И.В. Петровицкой. - 2 изд. 2005, 3-е изд.- М., 2010.
х х х
Булгаков С.Н. Религия и Церковь // Русская мысль. - М., 1911. -Кн. 1.
Булгаков С. Н. На смерть Толстого // О религии Льва Толстого. - М., 1912.
Булгаков С. Н. Толстой и Церковь // О религии Льва Толстого. - М., 1912.
Бунин И.А. Освобождение Толстого // Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. - М., 1967. - Т. 9.
Волжский А. С. Около Чуда: (о Толстом) // О религии Льва Толстого. - М., 1912.
Воспоминания крестьян-толстовцев 1910-1930 гг. - М., 1989.
11. Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. - М., 1923. - Т. 2.
12. Горелов А.А. Толстой и религия // Яснополянский сборник. - Тула, 2008.
13. Еремина В.М. История Русской Православной Церкви. Курс лекций, лекция №28. // История Русской Православной Церкви http://www.vmeremina.narod.ru/istor2/istor2.htm
14. Записки петербургских Религиозно-философский собраний (1901-1903 гг.). - М., 2005.
15. Изгоев А.С. Политическая жизнь России. Кончина Л.Н. Толстого // Русская мысль. - М., 1910. - Кн. 12.
16. Иоанн Кронштадтский. Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству // Духовная трагедия Льва Толстого. - М., 1995.
17. Мережковский Д.С. Лев Толстой и церковь // Не мир, но меч. - Харьков-М., 2000.
18. Мережковский Д.С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. - М., 1990.
19. Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир. - М., 1965. - Т. 75. - Кн. 1.
20. Карташев А.В. Толстой как богослов // Речь, - 1908, 28 августа. // Публикация И.В. Петровицкой // Из истории русской журналистики и литературы: Ежегодник. - М., Факультет журналистики МГУ. - 2009. - С. 174-200.
21. Маковицкий Д. П. Дневник, 1910 // Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904-1910: "Яснополянские записки": В 5 кн. - М., 1979. - Кн. 4.
22. Свящ. Ореханов Георгий К.П. Победоносцев и Л.Н. Толстой // Яснополянский сборник. - Тула, 2008.
23. Его же. Толстой и Чертков.М., 2009.
24. Пучкова И.С. "Русская мысль" о смерти Л.Н. Толстого // Яснополянский сборник. - Тула, 2008.
25. Сараскина Л.И. Лев Толстой и этапы духовного поиска русских писателей XIX века // Яснополянский сборник. - Тула, 2008.
26. Срезневский В. И. Отражение в русском обществе отлучения Л.Н. Толстого от Церкви по сведениям департамента полиции // Толстой. Памятники творчества и жизни. - М., 1923. - Вып. 3.
27. Струве П.Б. На разные темы. - СПб., 1902.
28. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадский // Сурский И.К.Отец Иоанн Кронштадский. - Т. 2. - Гл. 34. http://www.omolenko.com/zhitiya/surskii2.htm?p=34#toc10
29. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский // Тексты, справочники и документы. http://www.pagez.ru/olb/135_1.php
30. Л. Н. Толстой: pro et contra. - СПб., 2000.
31. Дневники Софьи Андреевны Толстой. - М., 1932. - Ч. 3.
32. Философов Д. В. Загадки русской культуры. - М., 2004.
33. Архиепископ Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. - Спб., 1911. - Т. 3.
34. Фирсов Ф.Л. Церковно-юридические и социально-психологические аспекты "отлучения" Льва Николаевича Толстого // Яснополянский сборник. - Тула, 2008.
35. Прот. Максим Хижий.. Патриарх Сергий (Страгородский) и его церковно-политические взгляды // Альфа и Омега. - 2007, - 2(49). - С.107.
36. Чертков В.Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого: Записки. - Раненбург, 1911.
37. Чертков В. Г. Уход Толстого. - М., 1922.