Воплощение эстетизма в романе О.Уайльда Портрет Дориана Грея*

СодержаниеВведение 3
1.Портрет Дориана Грея: философия произведения 5
2. Воплощение эстетизма в романе О.Уайльда Портрет Дориана Грея 12
3. Критики о романе Оскара Уайльда 18
Заключение 24
Список использованной литературы 27



ВведениеВведение

Я только что закончил работу над своей первой длинной историей и совершенно выбился из сил. Боюсь, она явится отражением моей собственной жизни: одни лишь слова и никакого действия.
Оскар Уайльд в письме Беатрис Олхазен

Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже 18 - 19 веков, - явление сложное и противоречивое. Понятие "романтизм" принадлежит к числу наиболее расплывчатых общих понятий, бытующих в историко-литературной науке. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий.
Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал ярко выраженные национальные черты.
С первых шагов романтического искусства в центре его находилась личность, разбуженная историческим процессом. Это личность, жаждущая понять законы целого - природы, общества, исторического процесса - и включиться в него. Общественное развитие, однако, усугубляло противоречия между личностью и обществом.
Наиболее острой формой художественного выражения романтического двоемирия через субъект были образы двойников. По мнению Ванслова В.В., раздвоенность сознания в переносном смысле художественно заостряется в этих образах до раздвоенности его в буквальном смысле. Оно становится болезненным симптомом. Ненормальная с точки зрения гуманистического идеала действительность раскрывается через в буквальном смысле ненормальное сознание героя. Раздвоенный герой кажется самому себе одновременно и самим собой и чем - то другим, чуждым и противостоящим себе. Он видит себя как бы со стороны, отторгнутым от собственного существа. Он кажется сошедшим с ума, а на самом деле лишь выражает свойства раздвоенной и обесчеловеченной реальности. Шизофренический симптом приобретает эстетическое значение, характеризуя ненормальную, т.е. враждебную человеку сущность мира.
80-90 гг. 19 века "отмечены бурным ростом эстетизма", в своем развитии эстетическая критика капитализма включала в себя тенденции законченного культа красоты. Свидетельством этого является творчество Оскара Уайльда, в произведениях которого культ красоты осуществлялся как эстетическая организация окружающей среды.
Выше изложенная актуальность темы курсовой работы определила цель её написания: анализ философии и эстетизма в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- проследить связь между двумя различными эпохами, а именно между романтизмом и "рубежом 19-20 веков";
- определить эстетические взгляды и принципы О.Уайльда;
- исследовать соотношение жизни и искусства в творчествеэтого автора.


Список литературыСписок использованной литературы

1. Бальмонт К. Гений открытия (Эдгар По 1809-1849).
2. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М.: Изд-во "Высшая школа", 1972. - С.3-17, 123-159.
3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. - С.47,404.
4. Злобин Г. Эдгар По - романтик и рационалист. // Эдгар По. Стихотворения. Проза - М.: Изд-во "Художественная литература", 1976. - С.5-29.
5. Ковалев Ю.В. Эдгар По: Новеллист и поэт. - Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984.
6. Михальская Н.П. Американский романтизм. // История зарубежной литературы 19 века: В 2 ч. - Ч.1 - М.: Просвещение, 1991. - С.224-235.
7. Михальская Н.П. Эдгар Аллан По.// История зарубежной литературы 19 века: В 2 ч. - Ч.2 - М.: Просвещение, 1991. - С.10-20.
8. Николюкина А.Н. Эстетика американского романтизма. // Эстетика американского романтизма: Сб. статей/ Сост. Николюкина А.Н. - М.: Искусство,1977. - С.7-15.
9. По Э.А. Золотой жук: Рассказы, повесть, стихотворения. / Пер. с англ. М.Беккер. - М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс",2002. - С.361-364.
10. Прозоров В.Г. Э.По. // История зарубежной литературы 19 в. - М.: Высшая школа, Изд. центр "Академия", 1999. - С.502-504.
11. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. - К.; Одесса: Лыбидь, 1990. - С.92-116.
12. Уайльд О. Критик как художник. - Пер. с англ. А.Зверева // Писатели Англии о литературе. - М.: "Прогресс", 1981. - С.131-186.
13. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. - М.: Изд-во "Правда", 1987. - С 5-224.
14. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (кон.19 - нач.20 в.в.) - М.: Наука, 1970. - С.149-171.
15. Фёдоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 в. - Уфа.: Башкир. гос. ун-т, 1993.- С.86-129.
16. Фёдоров А.А. Идейно- эстетические аспекты развития английской прозы (70-90 годы 19 в.). - Свердловск.: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - С.64-79, 127-151.
17. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. - М.: Изд-во "Независимая газета", 2000. - С.349-372.
18. R.H. Davies The Letters of Oscar Wilde. London, 1962 p.118
19. O. Wilde The Picture of Dorian Gray. Lond., 1891 p.5