Мотив инцеста в литературе XIX-начала XX вв. квалификационная (дипломная) работа

СодержаниеВведение стр.4
Глава 1. Природа и типология инцеста в социально-антропологическом и мифологическом аспектах. стр.9
1.1. Инцест: антропологический и социальный аспекты. стр.9
1.2. Инцест в мифологических системах и его
научная интерпретация. стр.10
1.2.1. Инцест в мифологических системах. стр.10
1.2.2. Теоретические интерпретации инцеста в мифологии стр. 12
1.3. Психолого-антропологические проблемы в изучении видов кровосмесительных союзов. стр. 14
1.3.1. Типы родственных кровных союзов
а) Связи отцов с дочерьми стр. 15
б) Связи братьев с сёстрами стр. 15
в) Связи матерей с сыновьями стр. 16
г) Проблема снохачества стр. 16
1.3.2. Причины и проявления кровосмесительного поведения. стр.17
1.4. Причины и проявления кровосмесительного поведения стр.18 1.4.1.Исследования инцеста З. Фрейдом. стр.18
1.4.2. З.Фрейд о эдиповом комплексе. стр.21
1.4.3. Статья З. Фрейда "Достоевский и отцеубийство" стр.24
1.4.4. Женский эдипов комплекс по З. Фрейду стр.37
1.4.5. Исследования ХХ-начала ХХI в.в. о причинах и
проявлениях инцеста. стр.41
Глава 2. Мотив инцеста в литературе XIX-XX вв. стр.46
2.1. Интерпретация инцестуальных мотивов в
художественной литературе. Миф об Эдипе и его классические литературные версии стр.46
2.2.Предромантическая версия инцеста в рассказе Н.М. Карамзина "Остров Борнгольм" (1793) стр.50
2.3. Мотив инцеста в повести Пушкина "Пиковая дама"(1833) и
опере П.И. Чайковского (1887) стр.55
2.4.Сентиментальное решение мотива инцеста в романе натуральной школы "Бедные люди"(1846) Ф.М. Достоевского. Роль мотива стыда в "инцестуальной" версии взаимоотношений героев. стр. 61
2.5. Мифопоэтический сюжет о Лоте и его дочерях в повести Ф.М. Достоевского "Хозяйка"(1847) и миф об Эдипе в "Братьях Карамазовых"(1880) стр.69
2.6. Аллюзия на инцест в повести Л.Н. Толстого
"Крейцерова соната"(1890) стр.77
2.7. Ницшеанство и грех в рассказах М.Горького. стр.79

3. Заключение стр.83
4. Список литературы стр.85
ВведениеПроцесс психологизации литературы, усилившийся в индивидуально-авторском типе творческого сознания при переходе от классицизма к сентиментализму, привнес в художественное творчество европейских писателей интерес к личности в различных антропологических ее проявлениях. Причем не только эмоциональное, но и "телесное" начало личности превратилось в высокочастотный предмет философской и художественной рефлексии. Вслед за французскими писателями многие европейские авторы обратились к сексуальным формам человеческого поведения, которые становились объектом художественного изображения не только и не столько в натуралистическом, природно-физическом аспекте, но и в аспекте психологическом, нравственно-религиозном; стали рассматриваться как сфера экзистенциального, как особые способы человеческого самосознания и самореализации. Не стала исключением и такая экзотическая, "запретная" форма сексуального поведения, как инцест. На протяжении XIX века мотивы инцеста актуализировались и в творчестве отечественных писателей, приобретая смысловые и поэтологические обертона в зависимости от общей культурной и литературной ситуации, направления (от сентиментализма - к первым проявлениям модернизма), мировидения, индивидуального метода, стиля писателя. Объектом нашего исследования будут преимущественно произведения XIX века (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М. Горький). Начало XX века характеризовалось повышением интереса к неординарным явлениям человеческого существования, в том числе к инцесту, однако наш исследовательский интерес ограничится лишь указанием на отдельные произведения М. Горького начала XX века, которые развивают на тематическом и сюжетно-композиционном уровне мотив инцеста. Основываясь на изученной литературе, под инцестом [инцест <лат. in, "не" и castus, "благопристойный"] в данном исследовании мы будем понимать кровосмешение, то есть брак или половая связь ближайших кровных родственников или - в расширительном смысле - всякий интимный союз людей, слишком близких по принятой классификации, в повседневной практике нарушающий нормы экзогамии. Это древнейший, уходящий корнями к первопредкам феномен широко представлен в мировой мифологии разнообразными сюжетами, различающимися по характеру родственных отношений (инцест родителей и детей, брата и сестры, свойственников и т. п.) и по ситуации.
В работе формулируется предположение, что мотив инцеста в указанный период реализовывался на основании определенной художественной преемственности.
Цель работы - проанализировать систему мотивов инцеста в русской литературе XIX века- начала XX веков как проявление психологизации литературы; изучить инцестуальные проявления в поведении человека в социально-антропологическом, мифологическом и художественно-эстетическом аспектах.
Конкретные задачи исследования определяются объектом, находящимся в поле междисциплинарного исследования, а также общими установками историко-литературной науки, призывающей видеть любое художественное явление в его эстетической природе:
- проследить, как мотив инцеста осложняется различными аспектами: социальным, культурным
- исследовать, как мотив инцеста вступает во взаимодействие с индивидуальной художественной системой автора, обусловленной не только мировоззрением и эстетическими ценностями, но и культурной эпохой
- рассмотреть феномен инцеста с точки зрения психологии, проанализировать научные источники, интерпретирующие инцест в разных типологических рядах
- проанализировать, как мотив инцеста реализуется в образно-смысловом строе произведений русских писателей, обогащая смысловое поле конкретного произведения и культуры вообще.
- выявить художественные особенности предромантической версии инцеста в рассказе Н.М. Карамзина "Остров Борнгольм".
-проанализировать систему мотивов инцеста в повести Пушкина "Пиковая дама" и опере П.И. Чайковского "Пиковая дама".
- определить смысл аллюзий инцеста в рассказе Л.Н. Толстого "Крейцерова соната".
-исследовать мифопоэтический сюжет в повести Ф.М. Достоевского "Хозяйка" с точки зрения мотива инцеста.
-выявить художественную особенность сентиментального "извода" мотива инцеста в "Бедных людях" Ф.М. Достоевского.
- проанализировать Эдипов комплекс в "Братьях Карамазовых" Ф.М. Достоевского как структурообразующий мотив инцеста.
- выявить влияние ницшеанства в изображении снохачества в рассказах М. Горького "На плотах", исследовать особенности изображения снохачества как инцеста как в рассказе М. Горького "Птичий грех".
Актуальность исследования определяется несколькими факторами.
В работе рассматривается тема инцеста с 3-х сторон: с точки зрения психологии, литературы, литературоведения.
Проблемой инцеста в психологии занимались: З. Фрейд, Ф.Эритье, Б. Цирюльник, А. Наури, М. Ксантаку, Д. Вриньо, Н.И. Костомаров, Г. Гачев.
В 1913 году выходит книга З.Фрейда "Тотем и табу", в которой он истолковывает универсальное табу на инцест как реакцию на Эдипов комплекс, а сам Эдипов комплекс - как результат преступления. Выход этой книги в свет, можно считать началом работы над такой проблемой в психологии как инцест.
Учеными были определены два типа инцеста. Первый тип означает прямые сексуальные отношения между кровными родственниками, инцест второго типа не означает прямого контакта.
Инцест второго типа совершается тогда, когда, к примеру, дочь вступает в интимный контакт с матерью, если она при этом же спит с собственным отцом или отчимом или когда мать спит с зятем. Было изучено снохачество - практика в русской деревне, при которой мужчина - глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женскими представителями семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра со снохой (невесткой), откуда и название "снохач"). Эта практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.
В целом же темой инцеста занимались в основном западные ученые. В России эта тема была мало разработана.
В художественной литературе также воплощался мотив инцеста. Но мало кто из ученых литературоведов занимался проблемой инцеста. Но все можно выделить 2-х литературоведов. Это Н.Я. Берковский и Ю. М. Лотман.
Н.Я. Берковский пишет о мотиве инцеста: "Тема инцеста-общеромантическая. Она встречается и у истоков французского романтизма (" Рене" Шатобриана), и в романтизме немецком (Ф.Шлегель "Люцинда")… Он выражает узость мира, узость отношении. Люди хотят и не могут войти в большую жизнь, нет вольностей большой судьбы, нет вольности развития"1.
Ю. М.Лотман писал, что постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно, в форме "переливания"2 мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику и инцест. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной сфере фольклора. Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает к литературе.
Данная работа посвящена мотиву инцеста в литературе XIX-начала XX века. Мотив инцеста прослеживается у некоторых писателей, причем он изображен по-разному, что зависит от эпохи, времени, мировоззрения и метода писателя. Среди писателей, которые разрабатывали мотив инцеста в своих произведениях, - Н.М. Карамзин, , А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. М. Горький.
Таким образом, данный диплом входит в круг исследований, рассматривающих мотив инцеста как вечное и в то же время современное "слагаемое" художественного творчества.
Данное исследование сосредоточено на проблемах инцеста в антропологии, психологии и социологии, на мотивах инцеста в художественной литературе. Под мотивом инцеста мы понимаем смысловую единицу любого объема, соотносимую с темой инцеста.
Предметом исследования стали произведения классиков (Н.М. Карамзина, А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М. Горького и др.), в которых выявлены мотива инцеста в литературе.





Список литературы1.Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе, в сб.: Античность и современность. К 80-летию Ф. А. Петровского, М., 1972;
2.Адамович Г. Критическая проза. М., 1996.
3.Агурский М. М. Горький и Ю. Н. Данзас // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. Париж, 1988.
4.Арт Б. Царь Эдип и Зигмунд Фрейд. М.2001
5.Балика Д. А. Философские интересы молодого М. Горького // Горьковский сборник. (К 100-летию со дня рождения М. Горького): Ученые записки Горьковского Государственного педагогического ин-та. Вып. 110. Серия филолог. наук. Горький., 1968.
6.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.1929
7.Бахтин М.М. Проблемы литературы и эстетики. М. 1975
8.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979
9.Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
10.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923
11.Беловолов Г.В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов. //Ф.М. Достоевский Материалы и исследования.
12.Благой Д.Д. Путь "Алеши Карамазова"// Известия АН СССР. 1974
13.Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип// От марксизма к идеализму. СПб., 1903.
14. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина "Остров Борнгольм". Сб.8. Л.,1969
15.Веселовский А."Андрей Критский в легенде о кровосмесителе" Спб., 1885
16.Ветловская В. Роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди". Л.,1988
17.Ветловская В.Е. Развязка в "Братьях Карамазовых"// Поэтика и стилистика русской литературы: памяти академика Виктора Владимировича Виноградова. Л., 1971.
18.Ветловская В.Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". Л.,1977
19. Виноградов В.В.Сюжет и архитектоника романа Ф.М. Достоевского//Творческий путь Ф.М. Достоевского. Л.,1924
20.Волынский А. Л. Царство Карамазовых. СПб., 1901
21. Гачев Г. Русский эрос. М.1994
22.Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант: Размышления читателя над романом "Братья Карамазовы" и трактатом "Критика чистого разума". М., 1963
23.Горький М. История русской литературы. М., 1939.
24.Горький М. Из литературного наследия: Горький и еврейский вопрос. Иерусалим, 1986.
26.Горький М. Соб. соч. в 30-ти томах. Т. 28. М.,1979
27.Горький М. Статьи 1905-1916. Пг., 1918.
28.Джексон Р.Л. Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову// Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. Вып.2.
29.Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. Спб., 1979
30.Долинин А.С. К истории создания "Братьев Карамазовых"// Ф.М. Достоевского: Материалы и исследования/Под. Ред. А.С. Долинина. Л., 1935.
31.Зеньковский В.В. Федор Павлович Карамазов//О Достоевском: Сборник статей. Вып.2 / Ред. А.Л. Бем. Прага, 1933.
32.Кийко Е.И. Из истории создания "Братьев Карамазовых": Иван и Смердяков//Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1976.
33.Корецкая И. В. К полемике вокруг "окуровских" повестей // Горький и его эпоха. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1989.
34.Костомаров Н.И."Легенда о кровосмесителе" в его "Исторических монографиях и исследованиях" Спб. 1880
35.Куприяновский П. В. М. Горький и журнал "Северный вестник" // М. Горький и его современники. Л., 1968.
36.Левинтон Г. А. К проблеме изучения повествовательного фольклора, в сб.: Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В. Я. Проппа, М., 1975;
37.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.1987
38.Лилич Г. А. О слове серый в творчестве М. Горького // Словоупотребление и стиль М. Горького. Л., 1962.
39.Лотман Ю.М. Романы Достоевского и русская легенда//Русская литература. №2 1972.
40.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах; Роднянская И.Б., Иванов Вяч.И. Свобода и трагическая жизнь. Исследование о Достоевском: Реферат // Достоевский: материалы и исследования. -Т. 1. - Л.: Наука,1980.
39.Мейлах М.Б. Лот // Мифы народов мира. Т.2 М., 1982.
40.Меллер П.У. "Послесловие к "Крейцеровой сонате". Спб, 1984
41Мережковский Д. С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М., 1991.
42.Меньшиков М. О. Красивый цинизм // Критические статьи о произведениях Максима Горького. Спб., 1901.
43.Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала ХХ века. Л., 1989
44.Михайловский Б. В. Творчество М. Горького и мировая литература 1892-1916. М., 1965.
45.Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1984.
46.Басинский П.В. О суждениях Горького о Ницше, эволюции его взглядов на него. К вопросу о "ницшеанстве" М. Горького // Известия РАН. Сер. лит. и яз., 1993, № 4.
47.Поссе В.А. Новые беллетристы М. Горький, С. Семенов, Я. Яблоновский. Оздоровление русской прессы // "Образование", М., 1896, № 9.
48.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946;
49.Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора, "Учёные записки Ленинградского государственного университета", № 72. Серия филологич. наук, в. 9, Л., 1944;
50.Пропп В.Я. Фольклор и действительность, М., 1976;
51.Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976
52.Протопопов М.А. Критические статьи. М., 1902.
53.Реизов Б.Г. "Хозяйка" Достоевского (к проблеме жанра) // Русская литература. - 1976. - № 1.
54.Смирнов А.Г. "Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа" М.1878
55.Телегин С.М. Миф и литература // Миф - литература - мифореставрация. - Москва-Рязань: Узорочье, 2000.
56.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического.
57.Топоров В. Н. О структуре "Царя Эдипа" Софокла, в кн.: Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста, [в. 4], М., 1977;
58.З. Фрейд. Царь Эдип и Гамлет// Фрейд З. Художник и фантазирование. М.,1995
59. З. Фрейд. Психология бессознательного. М.,1989
Чаадаев П. Я. Полн. соб. соч. и избр. письма. Т. 2. М., 1991. С. 212.
60.Эритье Ф., Цирюльник Б., Наури А., Ксантаку М., Вриньо Д. Инцест или кровосмешение. М.2000
61.Якубович И.Д. Достоевский в работе над романом "Бедные люди"//Ф.М. Достоевский Материалы и исследования. Л.,1971
62.Ярхо Б.И. "Эдипов комплекс" и "Царь Эдип" Софокла (О некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии), "Вопросы литературы", 1978, № 10;