. ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" И В РОМАНЕ П.ЗЮСКИНДА "ПАР-ФЮМЕР"

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН И ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1. Париж XVIII века (взгляд из века XX) и Петербург XIX века………11
1.2. Герой Ф.М.Достоевского и герой А. Зюскинда: к поиску социально-психологического родства…………………………………………………..17
Глава 2. ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" И В РОМАНЕ П.ЗЮСКИНДА "ПАР-ФЮМЕР"
2.1. Родион Раскольников…………………………………………………...27
2.2. Жан-Батист Гренуй……………………………………………………...38
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ И П. ЗЮСКИНДОМ
3.1. Истоки, причины, идеология двух преступлений……………………...45
3.2. Концепция наказания за преступление………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..63
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………68
ВведениеТема преступления в читательском сознании связана прежде всего с именем Ф.М. Достоевского и его романом "Преступление и наказание". Это правомерно и объяснимо, так как именно этим автором в этом произведении не только осуществлен детальный анализ причин, мотивов, социально-психологической обусловленности преступления, но и исследована личность преступника, его душевный уклад, его эволюция,
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М.Достоевским на каторге, "в тяжёлую минуту грусти и саморазложения", в остроге, куда он был брошен в 1850 году как государственный и политический преступник. Именно там у него зародилась мысль об "идейном" преступнике, разрешив-шем себе "кровь по совести", "моральный эксперимент". Мучила Достоев-ского и мысль о "Наполеонах", присвоивших себе право обрекать на гибель, "тратить" миллионы людей. В 1963 году он сказал А.П.Сусловой поразившие её слова; впоследствии она записала их в дневнике: "Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: "Ну вот, представь себе, та-кая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: "Истре-бить весь город". Всегда так было на свете".
Замысел созревал долго и мучительно в сложную эпоху конца пятиде-сятых - начала шестидесятых годов прошлого века. Освобождение крестьян в 1860 году, казалось, открывало новую эпоху радужных перспектив перед российским обществом. Но очень скоро стало ясно, что реформа не принесла желанного перелома, не стала прологом нового времени. Наоборот, на сцену вышли новые социальные хищники - буржуа-дельцы с их идолом "золотого тельца". Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных процессов. Салтыков-Щедрин писал об этом времени: "Да, в такие минуты действительно нечто упраздняется, но это "нечто" есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю её цену и смысл. А на место уп-разднённого, просто-напросто, выступает на сцену тёмное хищничество...".
Годы, когда создавался роман "Преступление и наказание", были и для самого Достоевского годами тяжёлого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864 году, уходят из жизни самые близкие ему люди - жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович - единомышленник и сотрудник Аполлон Григорьев. "И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно,- пишет он другу.- Вся жизнь перело-милась разом надвое. Стало всё вокруг меня холодно и пустынно". А вскоре после смерти ближайших сотрудников по изданию журналов - М.М.Достоевского и А.А.Григорьева - терпит крах и журнал "Эпоха". "На мне, кроме того, до десяти тысяч вексельного долга и пять тысяч на честное слово... О друг мой, я охотно пошёл бы опять в каторгу на столько же лет, чтобы только уплатить долги и почувствовать себя опять свободным".
Когда Достоевский писал "Преступление и наказание", он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли "соеди-нённых петербургских улиц и переулков", лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родио-на Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.
В каморках и на улицах этого Петербурга открылось Достоевскому та-кое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни - ситуации, характеры, драмы - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. "Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на пер-вый взгляд факт действительной жизни, - записал Достоевский в "Дневнике писателя", - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глу-бину, какой нет у Шекспира". Это и делал Достоевский, извлекая из фактов, до него находивших место лишь на страницах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.
В ХХ веке тема преступления обогатилась новыми мотивами, поворо-тами, коллизиями, образами. Среди авторов, раскрывающих эту тему выде-ляется немецкий прозаик Патрик Зюскинд. Критики почти единодушно объ-явили его "автором одного романа" - "Парфюмер", ставшего бестселлером европейской литературы с момента опубликования в 1985 году. Все осталь-ные малочисленные произведения, вышедшие из-под пера Зюскинда, по сравнению с "Парфюмером" кажутся написанными не им. Заметная отчуж-денность Зюскинда от общественной жизни - он не даёт интервью, редко по-является на публике - напоминает одиночество его героя - Жана Батиста Гренуя.
Восприятие Зюскинда критикой, да и читателями, неоднозначно: ему то приписывают литературное ретроградство, то новаторство.. На самом де-ле, он традиционалист лишь в том отношении, что не считает исчерпанными темы, которых многие касались до него, в частности - тему преступления. Однако они очень по-своему осмыслены Зюскиндом - и в "Голубке", и в "Контрабасе", и в "Парфюмере".
Ключевой для понимания творческой манеры Зюскинда текст, жанр которого автор определил как "наблюдение", озаглавлен "Amnesia in litteris" - там речь идет о "полной потере литературной памяти". Описывается странная болезнь, сущность которой заключена в том, что человек неспосо-бен усвоить только что им прочитанную книгу, а стало быть, и каким-то об-разом ею воспользоваться, если он сам попробует сочинять. Добросовестно проработанные тома, будь то биография Александра Македонского, научный труд о Тридцатилетней войне или роман Генриха Бёлля, оставляют некое смутное воспоминание, и только. Кажется, в "Бесах" один герой застрелился из пистолета. Что еще происходит на сотнях страниц знаменитого произве-дения, наблюдающий сказать не в состоянии.
Amnesie in litteris" завершается цитатой из одного известного стихо-творения - приблизительной, поскольку, если верить автору, позабылся ис-точник. Впрочем, смысл строки передан верно - за это автор ручается. Смысл и не мог подвергнуться искажению, так как строка выражает импера-тив, которому подчинено поведение героев Зюскинда. Вот она: "Ты должен жизнь свою переиначить!" Стихи Рильке, откуда взята эта цитата, известны даже немецким школьникам. Это лишь один показательный момент, позво-ляющий утверждать, что Зюскинд действительно сыграл в литературную ам-незию. Самое любопытное в том, что рассказ о ней за чистую монету приня-ли многие - причем даже те, кому подобная доверчивость не подобает в силу особенностей их профессии. Например, Марселя Райх-Раницкого, литератур-ного обозревателя, чей авторитет в Германии неоспорим. Райх-Раницкий на-писал, что Зюскинд внущает такое чувство, "как будто бы он никогда не чи-тал Кафку и ничего не слышал о Джойсе".
Помимо Кафки и Джойса в памяти всплывают имена тех, кто предше-ствовал Зюскинду в подобном выборе тем, коллизий и в построении повест-вования: Гоголь, Достоевский, Диккенс. Вспоминаются Квазимодо из романа Гюго, Гриффин Г.Уэллса. Припоминается, что Гренуй, переходя от фантазий к действиям, осуществил замысел, когда-то вынашиваемый, однако не реали-зованный Дорианом Греем в романе Уайльда, который тоже знал, что душев-ное состояние теснейшим образом связано с чувственным восприятием, и мечтал о запахе, способном доводить до безумия. Таким образом, обретает под собой основание взгляд на Зюскинда как на писателя осознанно и прин-ципиально старомодного. Райх-Раницкий подает этот взгляд как аксиоматич-ный, утверждая, что Зюскинд "не заботится о различных ухищрениях, о на-думанной технике, об изысканных трюках современной прозы". Очерчивает-ся образ консерватора и архаиста, решившего, наперекор интеллектуальной моде, вернуться к представлениям о литературе, преобладавшим в незапа-мятные бальзаковские времена.
Роман "Парфюмер", на наш взгляд, заключает многочисленные точки сходства с романом "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, невзи-рая на все заверения автора об отсутствии литературной памяти. Тогда по двум-трем аналогиям сразу станет понятно, каков истинный сюжет этой "ис-тории одного убийцы".
"Парфюмер" стал беспрецедентным бестселлером немецкой литерату-ры и был переведен на множество языков. Этот роман, действие которого происходит в восемнадцатом веке во Франции, часто воспринимают как по-стмодернистскую критику Просвещения. Вот его краткое содержание: Жан-Батист Гренуй, главный герой романа, сын рыбной торговки, убивавшей соб-ственных детей и казненной вскоре после его рождения, влачит голодное и безрадостное сиротское существование. Он поздно и с трудом начинает го-ворить, но рано обнаруживает у себя уникальный дар различения запахов, обонятельный эквивалент абсолютного слуха. Запахи становятся его стра-стью, смыслом его жизни. Вскоре его отдают чернорабочим в кожевенную мастерскую, где он живет и работает в ужасающих условиях, но проводит все свое скудное свободное время в прогулках по Парижу, составляя для себя карту запахов города, всех его улиц и площадей, углов и закоулков. Однажды его посылают отнести козьи шкуры к Бальдини, парфюмеру, чьи творческие способности постепенно угасают и дело приходит в упадок. Гренуй пользу-ется представившейся возможностью воплотить в жизнь свою заветную меч-ту: создать совершенные духи, которые будут вызывать всеобщую любовь. Он знает, какими они должны быть: именно такой аромат исходил от юной девушки, шедшей однажды вечером по Рю де Марэ. Он расслышал его с дру-гого берега реки, ему достаточно было тончайшего следа в воздухе. Это был аромат чистой красоты, и в самом принципе ее запаха Гренуй нашел точку опоры для своего внутреннего мира, мира обоняния. Он убил девушку и "вы-нюхал ее до дна" - это было его первое убийство на почве запаха.
Бальдини так поражен интуитивной способностью Гренуя разбираться в ароматах, что выкупает его у кожевника и заставляет работать на себя. Вскоре, благодаря неутомимой творческой активности Гренуя, слава парфю-мерного предприятия Бальдини достигает европейского масштаба. Гренуй изучает основы ремесла, но спустя некоторое время его поражает тяжелая болезнь, следствие депрессии: ему никак не удается воплотить в жизнь те во-ображаемые запахи, которые он носит в голове. Когда Бальдини сообщает ему, что помимо выжимки и перегонки существуют и другие парфюмерные технологии, которыми пользуются, в основном, на юге страны, Гренуй вы-здоравливает и, получив необходимые документы, удостоверяющие его гра-жданские права и принадлежность к гильдии парфюмеров, отправляется на юг Франции.
Вторая часть посвящена его путешествию в город Грасс, занявшему семь лет, поскольку часть этого времени он проводит в одиночестве в самой отдаленной и атмосферно чистой части Франции, практически незаселенной. Там, живя в пещере, Гренуй в своем воображении предается самым утончен-ным обонятельным оргиям, до тех пор, пока, к величайшему своему ужасу, не обнаруживает, что сам он не издает никакого запаха. Он возвращается к цивилизации и первым делом попадает в руки просвещенного аристократа, чей конек - теория о том, что от всего связанного с землей якобы исходит некий "газ разложения" (fludium letale). Гренуй, который прожил семь лет подобно первобытному человеку и отчасти стал им на самом деле, оказыва-ется идеальным подопытным кроликом для его изысканий. "Ученый муж" демонстрирует Гренуя широкой аудитории в качестве впечатляющего под-тверждения своей атмосферной теории: "что было - и что стало". В конце концов Греную удается разработать для себя человеческий запах и сбежать от "ученого" в Грасс.
Третья часть романа описывает его жизнь в Грассе: он работает на парфюмера Дрюо, изучает все более сложные парфюмерные технологии, ставит собственные эксперименты и, наконец, совершает серию убийств мо-лодых женщин с единственной целью: завладеть их запахами. На счету убийцы уже двадцать четыре жертвы, вселяющие ужас в сердца обитателей города. Лаура Риши, дочь богатейшего из горожан, становится последней жемчужиной, венцом этой коллекции ароматов. За ее убийство Гренуя аре-стуют и приговаривают к смертной казни. Однако приговор не удается при-вести в исполнение, поскольку одной капли изобретенной Гренуем "женской эссенции" оказывается достаточно, чтобы взойдя на эшафот, он пробудил в многотысячной толпе столь сильную любовь, желание и похоть, что запла-нированная казнь выродилась в массовую оргию. Для Гренуя это момент наивысшей власти и наивысшей гадливости. Лишенный запаха, он покидает Грасс незамеченным и отправляется в Париж.
В четвертой части всего несколько страниц. Гренуй возвращается в Па-риж, разбрызгивает вокруг себя любовный эликсир, после чего на том самом Кладбище Невинных, где он когда-то появился на свет, его растерзывает и пожирает шайка клошаров и разбойников, в первый раз в жизни совершаю-щих нечто "из любви".
Объектами данной работы являются романы Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Парфюмер" П. Зюскинда.
Предметом исследования стали тема преступления и образы преступников в названных произведениях.
Актуальность нашей работы определяется следующими обстоятельст-вами:
1) Ф.М. Достоевский и П. Зюскинд - два автора, сформировавшие и реализовавшие тему "идейного" преступления, истоки, причины и последствия которого исследованы объемно и многопланово, по-этому они современны и необходимы нынешнему читателю.
2) Зюскинда невозможно рассматривать вне круга авторов, разраба-тывавших тему преступления; здесь Достоевский представляется первым.
3) жанровая специфика, образный строй и поэтика романа П. Зюскинда отличаются самобытностью и новаторством, но в то же время и традиционны; литературное родство автора "Парфюмера" с Достоевским заслуживает исследовательского внимания.
Однако оно до сих пор не становились предметом специального изуче-ния, это, соответственно, означает новизну данной работы.
Цель работы - рассмотреть тематические и образные параллели в романах "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского и "Пар-фюмер" П. Зюскинда и выявить общие черты в художественном ос-мыслении темы преступления двумя авторами разных веков, пред-ставляющих различные национальные литературы.
В работе решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- охарактеризовать социальный фон преступления, отображен-ный Достоевским и Зюскиндом;
- исследовать характеры Родиона Раскольникова и Жана-Батиста Гренуя с точки зрения типологического сходства;
- установить сходство приемов и средств создания образа пре-ступника Достоевским и Зюскиндом;
- проследить ситуативную и психологическую схему преступ-ления в обоих романах, выявляя аналогии;
- указать основные моменты концепция наказания за преступ-ление, соответствующие художественной логике романов "Преступ-ление и наказание" и "Парфюмер".
Практическая значимость работы определяется тем, что материал и результаты могут быть применены в практике преподавания теории и исто-рии отечественной литературы XIX века и зарубежной литературы ХХ века.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографи-ческого списка.

Список литературы1. А.С. Пушкин. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Сочинения в 3-х. т., Т. 2. - М.: Худож. Лит., 1987. - 528 с.
2. Бахтин М.М. проблемы поэтики Достоевского - М., 1979.
3. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки - М.: Наука, 1974.
4. Белов Д.С. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". - Л., 1979.
5. Волгин И. Последний год Достоевского - М., 1991.
6. Волгин И. Родиться в России. Достоевский и современники. Жизнь в документах // "Октябрь", 1990, № 3-5, книга I.
7. Диво Барсотти. Достоевский. Христос - страсть жизни - М., 1999.
8. Достоевский материалы и исследования. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. Вып.6.
9. Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание". - Петрозаводск: Каре-лия, 1970.
10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Литературное наследие. - М., АН СССР, 1965.
11. Достоевский художник и мыслитель: Сб. статей. - М.: Худ. Лит-ра, 1972.
12. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XXI века. История и тео-рия жанра: Исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 280 с.
13. Записные тетради Ф.М. Достоевского. - М.-Л., 1935 г.
14. Зверев. Преступления страсти // Иностранная литература 1991, № 8.
15. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы: Роман / Пер. с нем. Э. Венгеровой. - СПб.: Издательский Дом "Азбука классика", 2006.-304с.
16. Зюскинд П. Литературная амнезия (см. Интернет-ичточник № 35).
17. Карякин Ю.Ф. Самооборона Раскольникова // Достоевский и канун XXI века - М., 1989.
18. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (книга о романе Достоевского "преступление и наказание"). - М.: Со-ветский писатель, 1974
19. Кожинов В.В. "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики - М., 1971.
20. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского - М., 1991.
21. Лебедев Ю.В. преступление и наказание Родиона Раскольникова // Ле-бедев Ю.В. В середине века - М., 1988. - с. 258-274.
22. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение - М.: "Республика", 1994.
23. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века - СПб., 2001. - с. 105-133.
24. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей - М., 1990.
25. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Литературная критика: В 3-х т., Т.3 - Л.,1981.
26. Подготовительные материалы к роману "Преступление и наказание" // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10-ти т., Т8 - М.: Гослитиздат, 1956.
27. Суслова А.П. Годы близости с Достоевским - М., 1928.
28. Тюнькин К. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф.М. Престу-пление и наказание - Л.: Художественная литература, 1974.
29. Фриндлендер Г.М. Реализм Достоевского - М.: Литература, 1964.
30. Этов В.И. Достоевский (очерк творчества). - М., 1968.
31. http://www.zuskind.ru
32. www.lib.mediaring.ru
33. www.neponimanie.ru
34. www.Раскольников.ru
35. http://members.aol.com/anatarl/