ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ И КОМИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

СодержаниеВведение………………………………………………………………….. 3
Глава I. Парламентская регламентация комиссий и комитетов Государственной Думы…………………………………………………
7
§1. Законодательство России об инициативности субъектов права, правовая и лингвистическая экспертизы законопроектов при рассмотрении в первом чтении…………………………………………

7
§2. Обязанности комиссий и комитетов по оформлению поправок к законопроекту для обсуждения во втором и третьем чтениях ………..
17
Глава II. Способы улучшения работы комиссий и комитетов………… 24
§1. Особенности улучшения деятельности комиссий и комитетов …… 24
§2. Взаимодействие комиссий и комитетов со вспомогательными органами ГД РФ ………………………………………………………….
27
Заключение………………………………………………………………. 31
Библиография……………………………………………………………. 35
Приложение……………………………………………………………… 41
ВведениеТема законотворчества как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. О.Н.Булаков отмечает, что некомпетентность, спешка законодателя, пренебрежение научными основами законопроектной работы - все это может негативно сказаться на правовой системе. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Некоторые ученые полагают, что можно выделить две стадии законотворчества - правовое регулирование по существу и само техническое построение закона.
Есть и иное мнение: обе эти стадии - просто техническая разработка закона. Другие ученые делят законотворчество на стадии внешней и внутренней законодательной техники, что, думается, соответствует законодательной процедуре и приемам законодательной техники. Существует взгляд на деление законодательной техники в широком и узком смысле, где под первым подразумевается сама наука законотворчества, а под вторым - лишь средства и приемы построения норм. В процессе правотворчества используются данные не только правовой науки, но и достижения других наук, которые необходимо обобщить, тщательно проанализировать, и только после этого можно вести речь о подготовке проекта нормативного правового акта. Создание последнего - сложный, серьезный и ответственный творческий процесс. Процедура конструирования закона кропотливая и трудоемкая. Ее выполнение для неподготовленного человека представляется явно трудноразрешимой задачей. Можно выделить основные направления разрешения данной проблемы. В первую очередь необходимо определить предмет правового регулирования, чтобы исключить возможные пробелы в законодательстве и не допустить коллизии, потом привлечь к законопроектной работе не только ученых-юристов, но и ученых, работающих в различных областях знаний. Большое значение имеет изучение мирового опыта аналогичного правового регулирования.
Главным этапом представляется подготовка специалистов, не просто знающих процедуру подготовки закона, а свободно владеющих вопросами законодательной техники, иначе говоря, умеющих конструировать закон.
Законодательный процесс в Российской Федерации после принятия Конституции и формирования палат Федерального Собрания изменился по сравнению с предыдущим периодом деятельности представительных органов власти СССР, РСФСР и Российской Федерации. Несмотря на то, что на всех стадиях законодательного процесса в целом реализован накопленный опыт законотворческой деятельности, возникли дополнительные сложности, связанные, прежде всего, с тем, что палаты Федерального Собрания осуществляют свою деятельность раздельно друг от друга.
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет несколько стадий: а) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (как форма реализации права законодательной инициативы); б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо полное или частичное отклонение; в) одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение; г) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; д) опубликование закона.
Кроме того, существует несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона: а) обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; б)обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; в) обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента.
Особый порядок установлен Конституцией для принятия федеральных конституционных законов, для изменения и дополнения Конституции.
Чтобы нормативный акт был действующим и эффективным, он должен отвечать определенным требованиям: соответствовать объему и характеру компетенции правотворческого органа, издающего данный акт, Конституции и законам РФ, актам федеральных органов исполнительной власти и отвечать основным правилам законодательной техники. Если акты не отвечают таким требованиям, они не могут быть реализованы в достаточной мере.
Работа комиссий и комитетов ГД ФС РФ в законотворческом процессе, несомненно, нуждается и в совершенствовании. Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения вопросов, касающихся работы комиссий и комитетов ГД ФС РФ в законотворческом процессе, научно-правового обеспечения подразделениями ГД ФС РФ ее законотворческого процесса. Кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяют им известные ученые-правоведы: Г.Е.Авилов, Г.А.Иванов, С.Г.Ляпунов, Г.П.Макаров, А.Л.Маковский, А.Ф.Ефимов, Н.В.Стрючкова, А.И.Тихенко, О.Ю.Шилохвост, А.А.Рубанов, О.М.Козырь, К.Б.Ярошенко и многие другие.
Объектом исследования является работа комиссий и комитетов ГД ФС РФ в законотворческом процессе. Предметом - пути совершенствования работы комиссий и комитетов ГД ФС РФ в законотворческом процессе. Цель работы - рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы правового регулирования научно-правового обеспечения подразделениями ГД РФ ее законотворческого процесса.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-исследовать парламентскую регламентации комиссий и комитетов ГД ФС РФ;
-охарактеризовать законодательство России об инициативности субъектов права, правовую и лингвистическую экспертизы законопроектов при рассмотрении в первом чтении;
-уделить внимание анализу обязанностей комиссий и комитетов ГД ФС РФ по оформлению поправок к законопроекту для обсуждения во втором и третьем чтениях;
-рассмотреть способы улучшения работы комиссий и комитетов ГД ФС РФ;
-проанализировать взаимодействие комиссий и комитетов ГД ФС РФ со вспомогательными органами ГД РФ;
-сформулировать выводы и предложения по теме исследования.
Для решения указанных задач предполагается использование логического и сравнительно-правового методов исследования рассматриваемых вопросов.

Список литературыНормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 4. Ст. 445
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31, ст. 3215
3. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996г. N 549 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"(с изменениями от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г., 7 ноября 2005 г., 15 июля 2008 г.) // СЗ РФ от 15 апреля 1996 г. N 16 ст. 1842
4. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004г. N 264 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности" (ред. от 27.12.2010) // СЗ РФ. 2004. N 23, ст. 2317; 10.01.2011
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998г. N2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 14.01.2011) // СЗ РФ. 1998. N 7, ст. 801
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 718-5 ГД "О проекте федерального закона N 67230-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3178
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 724-5 ГД "О проекте федерального закона N 461867-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3184
8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 726-5 ГД "О проекте федерального закона N 504300-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3186
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2008 г. N 38-5 ГД "Об избрании заместителей председателей комитетов Государственной Думы и заместителей председателя Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики"// СЗ РФ от 21 января 2008 г. N 3 ст. 154
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 января 2008г. N 52-5 ГД "Об изменении в составе Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству"// СЗ РФ от 4 февраля 2008 г. N 5 ст. 342
11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2008г. N 68-5 ГД "Об изменении в составе Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы" // СЗ РФ от 4 февраля 2008 г. N 5 ст. 347
12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 апреля 2008 г. N 384-5 ГД "Об избрании председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и о внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об избрании председателей комитетов Государственной Думы и председателя Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики"// СЗ РФ от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1780
13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2008 г. N 535-5 ГД "Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы"// СЗ РФ от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 25
14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2008 г. N 536-5 ГД "О заместителях председателей некоторых комитетов Государственной Думы"// СЗ РФ от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 25
15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июня 2008 г. N 687-5 ГД "О заместителе председателя Комитета Государственной Думы по энергетике" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст.31
16. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2008г. N 764-5 ГД "О Федеральном законе "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией уголовной полиции - Интерполом о привилегиях и иммунитетах во время заседания Исполнительного комитета и сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проводимых в г.Санкт-Петербурге с 4 по 10 октября 2008 г." (проект N 73445-5)" // СЗ РФ от 7 июля 2008 г. N 27 ст. 3223
17. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 июля 2008г. N 791-5 ГД "О заместителе председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству"// СЗ РФ от 14 июля 2008 г. N 28 ст.3313
18. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003г. N вн2-18/490) URL: http:// www.garant.ru

Литература
1. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского Парламента в современном законодательном процессе, "Журнал российского права", N7, 2008
2. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. С.30
3. Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". М. 2008
4. Агешкина Н.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". М, 2007
5. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 3-е изд., изм. и доп. - М.; 2003
7. Булаков О Регламентное регулирование статуса парламента (сравнительный анализ)// "Российская юстиция", N 1, 2004
8. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К., Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, 2003
9. Глушко Е.К. К вопросу о парламентаризме в дореволюционной России // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992
10. Гранкин И.В., Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования //"Журнал российского права", N 8, август 2005
11. Грацианский П.С. Конституционные идеи и проекты в России // История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983
12. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб.: Альфа, 1996
13. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и
практики - СПб.: 2002
14. Злобина Е.А., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005г. N32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". - М. Норма. 2007
15. Исаков В., "Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения" //"Российская юстиция", 1997, N 7
16. История отечественного государства и права/Под ред. О.И. Чистякова. М., 1992
17. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". - М. 2006
18. Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". М. 2006
19. Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право", N 7/8 июль - август 2002. С.9-11
20. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее - Волтерс Клувер, 2006
21. Комарова В.В. Динамика процесса формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации//Право и политика. 2002. N 2
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).М. 2006
23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И.Шкатуллы - М."Норма", 2007
24. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Научно-практический /Под редакцией Ю.А. Дмитриева, д.ю.н., проф., чл.-корр. РАО, А.А. Молчанова, д.ю.н., проф.). - М.: "Деловой двор", 2008
25. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999
26. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995
27. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) // www.garant.ru
28. Кузнеченкова, В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий //"Журнал российского права", N 1, 2005
29. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // "Журнал российского права", N 4, 2003
30. Памятники русского права. Вып. первый/Под ред С.В. Юшкова. М., 1952
31. Парламентское право России: Курс лекций //Под общ. ред. д.ю.н. О.Н.Булакова. М. "Юстицинформ", 2007
32. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Л.А.Окунькова) - "БЕК", 1994
33. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984
34. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" - М. "Норма". 2007
35. Софроненко К.А. Соборное уложение 1649 года - кодекс русского феодального права. М., 1958
36. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996
37. Туранин В.Ю. Экспертиза законопроекта: новые возможности, //"Российская юстиция", N 1, 2007
38. Юридическая энциклопедия/Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001
39. Юртаева Е.А. Технический регламент как федеральный закон: от идеи к практике// "Законодательство", N 9, 2006
40. Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1961