. Особенности употребления и восприятия культурных стереотипов в прессе………………………………………………………..….1

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стереотипы национальной культуры в публицистическом стиле………...…………………………………………………………………….6
1.1 Публицистический стиль, его основные признаки…….…………………..6
1.2 Понятие и сущность стереотипа национальной культуры………………...9
1.3 Влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности употребления и восприятия культурных стереотипов в прессе………………………………………………………..….17
2.1 Функциональная нагрузка "живой идиомы" в немецкой прессе………...17
2.2 Использование фразеологических единиц в газетных заголовках…….....21
2.3 Национально-культурные стереотипы в немецкой рекламе……………...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиография…………………………………………………………………….35
ВведениеВведение
Настоящая курсовая работа посвящена изучению культурных стереотипов в публицистическом стиле.
Существование журналистики невозможно без стереотипов. С появления первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости являлись не только непременным атрибутом каждого адресованного широкой аудитории сообщения, но непосредственно самим строительным материалом любой публикации, радиопрограммы или телепередачи.
Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных или международных группировок и партий, а также представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Отражают они настроения, взгляды и предрассудки самого носителя информации - журналиста. В этом смысле никакое сообщение не является абсолютно нейтральным - оно неизбежно не только отражает состояние общественного сознания и идеологии, но и ежедневно и ежесекундно создает общественное мнение; предлагает ролевые модели, образ мыслей и отношения к действительности.
Актуальность данного исследования определяется современными тенденциями в области изучения публицистических текстов в культурологическом и лингвистическом аспектах, что позволяет получить более полное представление о менталитете народа, его национальном образе мира.
Стереотипы носят нацонально-культурный характер, поскольку мы видим, замечаем только то, что "уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры", как писал Липпман [14,С.156]. Философы и культурологи отмечают, что, несмотря на то, что в ходе истории, особенно в XX веке, народы сблизились и унифицировались по быту и мышлению, "каждая национальная целостность: народ, страна, культура - имеет особое мировоззрение, уникальную шкалу ценностей" [6,С.17]. Ценности, общие для всех народов (жизнь, свет, дом, семья, слово, бог), располагаются в разном соотношении, и эта особая структура общих для всех элементов составляет национальный образ мира [6,С.18].
Объект курсовой работы - стереотипы национальной культуры как необходимый компонент публицистического стиля.
Предмет курсовой работы - отражение культурных стереотипов в прессе.
Цель курсовой работы - рассмотреть проявление культурных стереотипов в публицистическом стиле.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть публицистический стиль, его основные признаки.
2. Изучить понятие и сущность стереотипа.
3. Изучить влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания.
4. Выявить функциональную нагрузку "живой идиомы" в немецкой прессе.
5. Проанализировать использование фразеологических единиц в газетных заголовках.
6. Рассмотреть национально-культурные стереотипы в немецкой рекламе.
Для решения сформулированных задач применяются следующие методы: изучение литературы на данную тему и метод наблюдения над языковым материалом.
Теоретическую базу исследования составили труды таких выдающихся ученых как Г.В. Гачев [6], Р.А. Зобов [7], С.В. Ленина [12,13], У. Липпман [14,16], В.А. Маслова [15], С.Г. Тер-Минасова [24,25] и др.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.

Список литературыСписок литературы:
1. Анисимова Е.Е. Россия между Западом и Востоком (социокультурная ориентация общества и ее отражение в современных рекламных текстах) // Перевод: язык и культура. Материалы международной научной конференции. Воронеж, 2000.
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1978. - 210с.
3. Брандес М.П. Stilistik der deutschen Sprache. Учеб 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 210с.
4. Буркова Т.А. Стилистика немецкого языка: Учебно-методическое пособие. / Сост. Т.А.Буркова Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. - 124с.
5. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография. М., 1998. - 470с.
6. Гачев Г.В. Национальные образы мира. М., 1998. - 170с.
7. Зобов P.А. Проблемы стереотипа в средствах массовой информации //Журналист. Пресса. Аудитория. / Под ред. С. В. Смирнова. М., 1999. с. 25-35.
8. Каменская О.Л. Текст и коммуникация: Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высшая школа, 1990. - 152с.
9. Красных В.В. Этнопсихология и лингвокультурология: Курс лекций / В. В. Красных. М.: ИТДГК "Гнозис", 2002. - 284c.
10. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. - 180с.
11. Лассуэлл Г. Современная западная социология. М., 1999. ? 410с.
12. Ленина С.В. Газета как культурная форма // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции 20-21 сентября 2007 г. - Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2007. - С. 45-47.
13. Ленина С.В. Немецкая культура коммуникации сквозь призму национальной проблематики (на материале языка немецкой газеты) // Сетевое электронное научное издание "Культура и Общество = Culture & Society E-Journal": http://www.e-culture.ru. - М.: МГУКИ, 2006 г. - 8с.
14. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Общественное мнение, 2004. ? 250с.
15. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие / В.А. Маслова. М.: Академия, 2001. - 208с.
16. Ослон А. Липпман У. о стереотипах: выписки из книги "Общественное мнение" // Социальная реальность, 2006. ? № 4.
17. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
18. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. ?430с.
19. Райхштейн А.Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации//Иностранные языки в школе. № 5. М., 1996.- с.8-13.
20. Розен Е.В. Газеты и журналы на нем. яз. в школе: Пособие для учителя. ? М.: Просвещение, 2001. ? 270с.
21. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2005г. ? 250с.
22. Солодуб Ю.П. Национальная специфика и универсальные свойства фразеологии как объект лингвистического исследования//ФН НДВШ. №6., 1998. - 340с.
23. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. М., 1998. ? 370с.
24. Тер-Минасова С.Г. Роль языка в формировании личности. Язык и национальный характер // Этносоциолинвистика: Хрестоматия./ Авт.-сост. Н. И. Коновалова. Екатеринбург, 2004. - С. 241-249.
25. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000. - 420с.
26. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Высш. шк., 1995. ? 240с.
27. Duden, Stilw?rterbuch der deutschen Sprache. -Wannheim, 2002. - 780 S.
28. I. von Hardenberg Deutschlands kreativste Werber/7 Deutschland, 1998, N 5.
29. Riesel E. Stilistik der deutschen Sprache. M., 1990. - 440 S.
30. Schleicher A. Die Deutsche Sprache / A.Schleicher. - 2. verbesserte und vermehrte Auflage. - Stuttgart, 2003. - 340 S.