ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 56 2002-12

Содержание1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 3
2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ, СИНКРЕТИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 5
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ЧЕЛОВЕКЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

ВведениеИстория культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины,
Бог-отец Ветхого завета создал Адама "из праха земного". Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный "по образу Своему, по образу Божию", человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего, ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не была даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология, дающие факты, необходимые для научной теории.
Другая, весьма распространенная теория - теория эволюции, начало которой заложил Ч.Дарвин. Для него человек был высшим природным существом, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным. Существуют современные варианты эволюционистской теории. Например, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874-1928) считал, что человек вовсе не был более совершенным, напротив, он оказался гораздо слабее своих животных собратьев: не обладал их физической силой, его органы чувств были хуже развиты. В связи с этим человеку пришлось, используя свой дар подражания, жить "по мерке любого вида" животных, используя в своей жизни различные способы укрытия, питания и приспособления.
Л. Н. Гумилев создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать "космической". Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы*. Биосфера, с его точки зрения, "не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности - почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха... Все это - энергия, нас питающая". Другие виды энергии - это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От действия этой энергии зависят периодические всплески пасси-онарности (лат. ракю "страсть"), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилев представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.
Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества от древности до сегодняшнего дня.
Список литературы1. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. - М. - 1998.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии) - М., 2000