ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ 6
ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 9
ГЛАВА 2 14
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 14
ГЛАВА 3 20
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 20
КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА 30
ГЛАВА 4 34
КРИТЕРИИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ВведениеОдним из важнейших факторов, определяющих мировой экономический процесс, является международное переплетение капитала. Сегодня половину валового продукта, составляет т.н. "интернационализированная" мировая экономика, имеется ввиду производство иностранных предприятий, принадлежащим иностранным компаниям и находящимися на иностранной территории.
В современных условиях успех и перспективы экономического развития как крупнейших, так и малых стран определяется и, все в большей мере, степенью их активного участия в этом процессе; стоять вне его - означает способствовать стагнации, а не развитию экономики.
Мировой опыт показал, что иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ пред другими формами финансирования.
В докладе Конференции ООН по торговле и развитию отмечается в качестве современной основной черты мирового экономического процесса все более свободный перелив капитала между странами. Следствием этого является небывалый приток иностранных инвестиций во всем мире. Это в свою очередь привело к качественным изменениям в экспорте капитала, а именно к беспрецедентному росту слияний и продаж и приобретения фирм в различных странах. Такие количественные и качественные изменениям в мировом инвестиционном процессе могут иметь, и уже имеют важные последствия для развития экономики, как в мировом масштабе, так и в отдельных странах.
Развитие процесса мирового переплетения капиталов связано с углубляющимися разделением труда в мировом масштабе. В современный период все промышленно развитые страны выступают экспортерами и импортерами капитала. Экспорт капитала способствует проникновению на рынок стран - реципиентов. Импорт капитала в условиях стремительного развития научно - технического процесса и его неравномерности нередко является единственным средством для развития новейших отраслей промышленности в странах - реципиентах. Поэтому иностранные капиталовложения играют очень существенную роль в экономическом развитии всех промышленно развитых государств, а в ряде отраслей их влияние может быть преобладающим.
При этом следует отметить, что воздействие иностранных инвестиций на экономику развитых стран и развивающихся - не одинаково; в развитых странах оно не столь велико ему противостоит мощный национальный капитал, а в развивающихся - такой преграды нет. Это, в известной мере, объясняет и разный подход к правовому регулированию иностранных инвестиций в указанных группах стран.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. Действительно, в условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным финансовым последствиям.
В то же время правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширенной деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
За пределами этих легальных сфер налогового планирования находится область противозаконного уклонения от налогов, т.е. злоупотреблений и различного рода махинаций, рассматриваемых законодательством как налоговые преступления. Границы такого уклонения от налогов весьма неопределенны и различаются по странам. Так, если в некоторых странах определенные злоупотребления считаются преступлениями, то в других они могут квалифицироваться как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Разумеется, экономия на налогах - не самая главная задача предприятия. В обычных условиях предприятие просто рассматривает налоги, как некоторый внешний фактор, который, не принося предприятию никакой видимой пользы, силой закона лишает предприятия определенной части его дохода.
Если налогообложение удерживается в разумных пределах, то предприниматель просто зачисляет государство с его налогами в общий ряд базовых факторов производства наравне с трудом (рабочая сила, которая входит в издержки производства выплачиваемой заработной платой), капиталом (который оплачивается процентом) и землей (оплачивается земельной рентой). Чистый доход предпринимателя складывается из вырученного валового дохода, уменьшенного на оплату всех перечисленных выше факторов.
Если чистый доход падает, предприниматель начинает экономить на своих затратах: увольняет часть рабочих, сокращает размеры арендуемого земельного участка, уменьшает размеры привлекаемого капитала. Если затраты на какой-то из факторов производства вдруг начинают расти, то предприниматель ищет выход за счет внутриструктурных изменений: при росте зарплаты сокращает рабочих и покупает роботов и, наоборот, при повышении платы за землю вкладывает деньги в многоэтажное строительство и сокращает занимаемый земельный участок. Если и эти меры не дают ожидаемый результат и получаемый чистый доход не оправдывает ожиданий предпринимателя, то он либо закрывает предприятие, либо переводит его в страну с более благоприятными условиями.
Точно также предприниматель относится к налогам. Если налоги грозят поглотить весь его доход, он будет пытаться их минимизировать. В этом случае минимизация налогов становится для него главной задачей, которую необходимо решить для выживания предприятия. Разумеется, предприниматель не может уволить государство, но он может заменить его, перевести в другую страну. Но это крайнее решение, и оно требует значительных затрат, поэтому вначале предприниматель пытается сделать все возможное с целью снижения своих налоговых платежей.
В большинстве стран власти реально относятся к своим возможностям в сфере налогообложения. Они понимают, что чрезмерные налоги угнетающе действуют на частную инициативу, подрывают производство и, в конечном счете, доходную базу государственного бюджета. Они знают, что если частному бизнесу не дать некоторой свободы маневра в налоговых вопросах, то капиталы будут утекать за границу, и страна лишится не только потенциальных налоговых поступлений, но и рабочих мест (а значит, вырастут безработица и расходы бюджета на социальные пособия). Поэтому, чтобы избежать депрессии и, смягчить, периодически, наступающие, кризисы, правительства западных, стран вынуждены сдерживать рост налогов и время от времени проводить изменения налоговых ставок.
Следует также иметь в виду, что одним из важнейших условий нормального развития рыночной экономики является не обложение капитала, функционирующего сфере торгово-промышленного оборота. При этом речь идет не только о самом капитале, но и о доходах на капитал - при условии, что они не изымаются из дела и не идет на непроизводственное потребление.
Действительно, на начальных этапах развития капитализма основными источниками государства были налоги на землю, акцизы и таможенные пошлины. Лишь в середине прошлого века появились налоги на финансовый капитал (состояния банкиров и ростовщиков). К концу века налогами стали облагаться проценты (т.е. опять же доходы только финансового капитала), и лишь в начале этого века началось обложение налогами торгово-промышленных прибылей. Налоги на капитал промышленных корпораций до сих пор взимаются только в отдельных странах, и все еще остаются предметом дискуссий.
Но если формально в развитых странах торгово-промышленный капитал и его доходы подлежат обложению налогами, то на практике нормально работающее предприятие при правильной постановке налогового планирования может платить налоги в самых минимальных размерах.
Список литературы1. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. "Финансовый Менеджер" М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания "ДеКА", 2000. - 400 стр.
2. Булатов А.С. "Вопросы вывоза капитала из России: вопросы регулирования" // "Вопросы экономики". № 3. 1998. С. 55 - 64.
3. Бюллетень банковской статистики. № 5 (96). 2001. С. 10 - 18.
4. Григорьев Л., Косарев А., "Масштабы и характер бегства капитала". // Материалы международной конференции "Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России". 5 - 6 апреля 2000 г.
5. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Коренева С.В., Ларин Д.А. СПб.: "ТИРЕКС", 2001. - 128 стр. - (Серия "Таможня и бизнес").
6. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КОММЕНТАРИИ. Зенкин И. 1997. - 720 стр.
7. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА. - НПК - ВЕСТА, - 2000, 704 стр.
8. Вознесенская Н.Н. "Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно - правовой комментарий)". "ИНФРА М", 2002, - 220 стр.
9. Эдуард Шамбост "Энциклопедия Оффшорных зон" - перевод с французского, 2000, - 808 стр.
10. "Обзор Экономической политики в России за 1997 год", БЭА, 1998
11. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ: Вып.14 Обложка, 17 стр., 2002 г. Издательство: Инфра-М;
12. Уголовный кодекс Российской Федерации.
13. Справочно-правовая система ГАРАНТ - Максимум.