Опытно-экспериментальное исследование использования занимательных задач при обучении информатике (на примере МОУ СОШ № 1314 г. Москвы)

СодержаниеВведение 3
Глава I. Теоретические основы использования нетрадиционных форм преподавания информатики в средней общеобразовательной школе 4
1.1. Сущность и основные виды нетрадиционных форм обучения информатике 4
1. 2. Роль нетрадиционных форм обучения информатике в повышении знаний учащихся 4
1. 3. Классификация занимательных задач 4
Глава II. Использование занимательных задач при изучении темы "Системы счисления" 4
2.1. Место темы "Системы счисления" в базовом курсе информатики 4
Анализ вариативных учебников базового курса "Информатика", "Информатика и ИКТ" 4
2.2. Методика использования занимательных задач в процессе обучения информатике при изучении темы "Системы счисления" 4
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование использования занимательных задач при обучении информатике (на примере МОУ СОШ № 1314 г. Москвы) 4
3. 1. Диагностика сформированности знаний по информатике у учащихся девятых классов МОУ СОШ № 1314 г. Москвы 4
3.2. Реализация занимательных задач по теме "Системы счисления" на базе 9 класса 4
3.3. Динамика изучения сформированности знаний по информатике у учащихся старших классов МОУ СОШ № 1314 г. Москвы 4
Заключение 4
Библиография 4
Приложение 4


Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что в современном мире у учащихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы, в том числе и информатике как базового курса школьной программы. Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в настоящие время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее. Одним из самых доступных средств, в данном случае, является использование компьютера. При изучении информационных технологий и услуг сети Internet, у учеников повышается кругозор знаний, также они получают практические навыки работы с персональным компьютером и сетью Internet, что обязательно пригодится им в дальнейшей жизни. Сегодняшние ученики школ достаточно активно интересуются информационными и Internet технологиями, сеть Internet в данном случае выступает отличным средством для развития их творческих способностей.
Степень разработанности проблемы. Ученые, занимающиеся проблемами информатизации школьного образования, придерживаются точки зрения, что школьный курс информатики хронологически распадается на три части: пропедевтическую, общеобразовательную и профильно-ориентированную. Базовая подготовка в области информатики является отправной точкой для дальнейшего изучения этого учебного предмета. Анализу общеобразовательного значения информатики, отбору учебного материала для этой дисциплины посвящены исследования А.П.Ершова, В.Г.Житомирского, А.Г.Гейна, В.А.Каймила, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, А.Г.Кушниренко, В.М.Монахова, С.А.Бешенкова, И.В.Роберт, И.Г.Семакина и др. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютеров в учебном процессе проведено в работах Н.В.Апатовой, П.Я.Гальперина, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной, Д.Ш.Матроса, И.В.Роберт и др.
Таким образом, чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, учащиеся должны овладеть основами компьютерного математического моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности и в этом призваны помочь занимательные задачи по данному предмету. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: "Занимательные задачи в школьном курсе информатики".
Объект исследования - процесс обучения информатике учащихся
Предмет исследования - специфика применения занимательных задач при обучения информатике
Цель исследования - выявить эффективность применения занимательных задач в школьном курсе информатики.
Из выше написанного выделим основные задачи исследования:
1.Охарактеризовать сущность и основные виды нетрадиционных форм обучения информатике.
2. Охарактеризовать роль занимательных задач как одной из нетрадиционных форм обучения информатики в повышении знаний учащихся
3. Изучить уровень знаний по информатике учащихся МОУ СОШ № 1314 г. Москвы.
4. Проанализировать динамику изучения сформированности знаний по информатике у учащихся старших классов МОУ СОШ № 1314 г. Москвы после введения в курс занимательных задач.
Гипотеза исследования: применение занимательных задач в рамках школьного курса информатики позволит повысить уровень усвоения знаний по информатике у учащихся старших классов и повысить интерес учащихся к предмету.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, беседа, статистическая обработка данных на основе T-критерия Стьюдента.
Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Н.А.Менчинская, Б.С.Гершунский и др.), методологии, теории и практики информатизации образования (А.П.Ершов, А.А.Кузнецов, Я.А.Ваграменко, Э.И.Кузнецов, И.В.Роберт, С.А.Бешенков, М.П.Лапчик, А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.К.Хеннер, А.В.Могилев, Н.И.Пак и др.), методологии, теории и практики обучения информатике (А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, В.К.Белошапка, А.Г.Гейн, Т.Б.Захарова, В.Ф.Шолохович, А.Ю.Уваров, А.Л.Семенов, Н.Д.Угринович и др.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы студентами и учителями информатики.
База исследования: МОУ СОШ № 1314 г. Москвы
Методы педагогического исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов:
1 теоретический анализ научной, учебной, методической, периодической литературы, нормативных документов, программ, информации сети Интернет;
2 систематизация, классификация, сравнительный анализ;
3 изучение и обобщение педагогического опыта;
4 педагогическое наблюдение, моделирование.
Этапы работы:
1. Анализ учебной и научной литературы.
2. Написание теоретической части работы.
3. Анализ программ по информатики на предмет изучения темы "Системы счисления"
4. Подготовка, проведение и анализ урока с использование занимательных задач.
5. Написание методической и практической частей курсовой работы.
6. Написание заключения, оформление списка литературы и приложений.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность, определены объект, предмет, гипотеза, поставлены цель и задачи исследования; главы 1 (теоретической), в которой вводится понятие "занимательной задачи", рассматриваются их типология и классификация; главы 2 (методической), в которой рассмотрена методика использования занимательных задач по теме "Системы счисления" базового курса информатики, главы 3 (практической); списка литературы; приложений.


Список литературы
1. Закон Российской Федерации "Об образовании". Принят 10 июля
1992 г. N 3266- (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) [Электронный ресурс] - База данных "Консультант плюс".
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и
ИКТ [Электронный ресурс] - http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp (24.12.2005).
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по
информатике и информационным технологиям (профильный уровень) [Электронный ресурс]. - http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/09-s.doc (17.01.2008)
4. Агеев В. Н., Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : учеб. пособие / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс. - М. : МГУП, 2003. - 235 с.
5. Астафьева, Н. Е. Информатика в схемах [Текст]: / Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, Е. А. Ракитина, О. В. Вязовова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 48 с.: ил.
6. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2004.
7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2005.
8. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждения: Информатика. 2-11 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-448 с.
9. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005- с. 34
10. Босова Л.Л. Развивающие задачи. - М.: Информатика и образование, 2000.-188 с.
11. Винокуров М.А., Р.Д. Гутгарц, В.А. Пархомов Компьютерные технологии в кадровых службах - И.: Издательство ИГЭА, 2007. - 198 с.
12. Видерхольд. Компьютер в школе. // Информатика и образование. - М., 2003.
13. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. - М., 2004.
14. Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер - СПб., 2005
15. Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования .- М.: Бином. 2006.
16. Живайкин А. Л. Разработка и внедрение современных ИТ технологий в школах - М., 2005.
17. Журавлева О.Б., Крук Б.И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та телекоммуникаций и информатики, 2001.
18. Зайнутдинова Л.Х., Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 2004. - 364 с.
19. Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу "Информатика и образование". 2001. № 3.
20. Зубрилин А. А., Яшина О. В. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 69-72.
21. Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информатики // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". 2004. № 5.
22. Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу "Информатика и образование". 2005. № 2.
23. Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8. С. 19-25.
24. Зубрилин А. А. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. 2004. № 5. С. 30-33; № 7. С. 47-51; № 8. С. 37-43.
25. Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. № 8. С. 45-52; № 9. С. 49-55; № 10. С. 34-40.
26. Зубрилин А. А., Овчинникова О. В. Игровые моменты при изложении темы "Символьные величины" // Информатика и образование. 2000. № 3. С. 45-52.
27. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий // Информатика и образование. 2002. № 11. С. 27-34.
28. Зубрилин А. А. Элементы занимательности при изложении темы "Массивы" // Информатика и образование. 2005. № 6. С. 22-27; № 7. С. 42-48; № 8. С. 48-55.
29. Информатика: методическое пособие для учителей. 9 класс [Текст]: / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2004. - 239 с: ил.
30. Информатика по опорным сигналам. Журнал "Информатика и образование" - 2003
31. Информатика: учебное пособие [Текст]: / Е.Г. Веретенникова, СМ. Патрушина, Н.Г. Савельева. - Ростов на Дону: МарТ, 2002. - 416 с.
32. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для школьников - М., 2007.
33. Кремер О.Б. Опыт создания компьютерных обучающих программ в школе - М., 2006.
34. Лапчик М.П., Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 624 с.
35. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. - СПб.: МИК, 1996
36. Лобачев С.Л. Региональная информационно-образовательная среда - основа федеральной среды системы открытого образования - М., 2007.
37. Мазаник А.А. Реши сам.- М.: Просвещение, 1992
38. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М., 2007.
39. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.- М.: Просвещение, 1992
40. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед, вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]: / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркин, Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 272 с.
41. Преподавание курса "Информатика" в школе // Математическое моделирование систем и явлений: Тез. докл. Межрегиональной научно-техн. конф. - Пермь: ПГТУ, 2006.
42. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.: ил