Особенности формирования знаний об истории и развитие компьютерной техники у дошкольников

СодержаниеВведение 3
1.1.Использование компьютерной техники в процессе развития и обучения дошкольников 6
1.2.Области применения компьютерной техники для развития дошкольников 10
Глава 2.Особенности формирования знаний об истории и развитие компьютерной техники у дошкольников 19
2.1. Особенности использования компьютерных игр для ознакомления с компьютером дошкольников 19
2.2.Программа обучения детей в компьютерно -игровом комплексе ДОУ 22
Заключение 30
Список литературы 31

ВведениеТема данной работы "Формирование у старших дошкольников представ-ления об истории и перспективах развития компьютерной техники".
Актуальность.
Необходимость производить вычисления существовала всегда. Люди, пы-таясь совершенствовать процесс вычисления, изобрели всевозможные приспо-собления. Об этом свидетельствуют и греческий абак, и японский себорян, и рус-ские "щоты" и еще множество разнообразных устройств. В XVII веке были соз-даны первые механические счетные машины, а в XIX веке они получили широ-кое распространение. Самое удивительное устройство, названное сначала элек-тронно-вычислительной машиной (ЭВМ), а затем компьютером, подарил чело-веку ХХ век.
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружи-тельную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послу-жило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в ма-шине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ра-кет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие сис-темы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и иг-рать роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом разви-тии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка прак-тически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привле-кателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случа-ев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
В связи с этим целью нашей работы является: Рассмотреть особенности формирования у старших дошкольников представления об истории и перспекти-вах развития компьютерной техники.
В качестве объекта исследования выступает компьютерная техника в ДОУ.
Предметом исследования является формирование у старших дошкольни-ков представления об истории и перспективах развития компьютерной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть особенности использования компьютерной техники в процессе развития и обучения дошкольников;
3. Выделить области применения компьютерной техники для развития дошкольников;
4. Рассмотреть особенности формирования знаний об истории и развитие компьютерной техники у дошкольников;
5. Предложить программу по формированию знаний об истории и разви-тие компьютерной техники у дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались теоретический анализ работ педагогов, психологов, методистов, посвященных данной проблеме.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Список литературы1. Безменова, В. В. Компьютер и дети / В. В. Безменова // Педагогический вестник. 1995.-4.
2. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской иг-ры // Информатика и образование. 1991. 4
3. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютерных игр / И. Г. Белавина // Дошкольное воспитание. 1993. - 3.
4. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование. - 1994. - 3. - -С.63-73.
5. Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В. Психолого-педагогические основы исполь-зования программно-методической системы "КИД/Малыш" // Информати-ка и обрадрвание. 1996.2-4. Ч
6. Горвиц, Ю. М. Компьютер и детство / Ю. М. Горвиц // Компьютер-Пресс. - IVT 1991.
7. Горвиц, Ю. М. Компьютеры для детей: Психологические проблемы безо-пасности и комфорта // Психологический журнал. 1994. - 4.
8. Горвиц, Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. 1990. - 4.
9. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для до-школьников // Информатика и образование. - 1990. - 6. - С.94-104.
10. Ивакина И.О. О педагогических условиях развития интеллектуальной ак-тивности дошкольников в компьютерных играх / И. О. Ивакина //Дошкольное воспитание. 1995. - 12.
11. Иванова Е.О роли интереса при общении старших дошкольников с компь-ютером /Е. Иванова //Дошкольное воспитание. 1994. - 11.
12. Использование компьютерных развивающих и обучающих программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. // Под ред. С.Л.Новоселовой. --М.: 1989
13. Использование компьютерных развивающих и обучающих программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. Выпуск 2. // Под ред. С.Л.Новоселовой. - М. 1989,
14. Краткий систематизированный каталог компьютерных развивающих игр для детей от 3 до 9 лет // Ассоциация "Компьютер и детство". - М. 1997.
15. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошко-льное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
16. Новоселова СЛ. Проблема информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. - 1990. - 2. - С.93-96.
17. Новоселова СЛ. Психолого-педагогические аспекты обоснования исполь-зования компьютерно-игрового комплекса в системе дошкольного воспи-тания. / Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: Материа-лы научно-технического семинара. Серия 9. Экономика и системы управ-ления. Выпуск 2 (229). - М.: ЦНИИ "Электроника". - 1989. - С.8-11.
18. Новосёлова СЛ., Летку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997
19. Новоселова СЛ., Петку Ф.П., Пашелите И.Ю. Новая информационная тех-нология в работе с дошкольниками. Применима ли она? //Дошкольное воспитание. - 1989. -9. - С.73-76. -в этой статье написано про опосредован-ную связь: не "ребенок -компьютер", а "ребенок - компьютер - цель".
20. Новоселова СЛ., Реуцкая Н.А., Горвиц Ю.М. Приглашаем к сотрудничест-ву// Информатика и образование. - 1990. - 2. - С.92,93.
21. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
22. Узуев А. Интернет детям не игрушка // Компьютерра. - № 26-27. - 1994.
23. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
24. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корре-ляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Пси-хология. 1991. №3. С. 27-39.
25. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических иссле-дований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.