Условия и порядок приватизации жилья 7

СодержаниеПравовое значение ордера на жилое помещение 3
Условия и порядок приватизации жилья 7
Разгосударствление 8
Цели приватизации 9
Перспективы приватизации 14
Основания возникновения права собственности на жилые помещения 16
Приватизация жилых помещений 16
Список использованной литературы и источников 22

ВведениеОтношения, связанные с социальным наймом, регулируются и ст. 672 ГК РФ, согласно которой объектом социального найма являются жилые помещения, находящиеся в домах государственного и муниципального жилищного фонда и предназначенные для социального использования, т. е. речь идет о жилье, предоставляемом бесплатно очередникам местной администрацией либо государственными организациями.
Закон "Об основах федеральной жилищной политики" определяет фонд социального использования как жилые помещения в домах государственного, муниципального и бывшего общественного фонда, заселенные на условиях, которые определены Жилищным кодексом, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.
Договор социального найма заключается на основе сложного юридического состава, включающего в себя решение местной администрации о предоставлении определенного жилого помещения и выдаче ею ордера - официального документа, подтверждающего право указанных в нем лиц на заключение договора найма жилого помещения.
Согласно ст. 52, 62 и 73 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.91 N 1550-1 (в ред. Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1; от 22.10.92 N 3703-1; от 28.04.93 N 4888-1; Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265; ФЗ от 28.08.95 N 154-ФЗ; от 18.06.01 N 76-ФЗ; от 21.03.02 N 31-ФЗ) выдача ордеров на заселение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фондов входит в компетенцию органов местного самоуправления (местной администрации). Общественный жилищный фонд в настоящее время согласно классификации по формам собственности относится к частному жилищному фонду, и на него не распространяется порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма, и, следовательно, ордера в этом жилищном фонде не выдаются (по данному вопросу см. ст. 4 и 28 ЖК; ст. 14 и 21 Основ).
Ордер выдается после принятия в установленном порядке решения о предоставлении конкретного жилого помещения гражданину органом местного самоуправления, администрацией и профкомом предприятия и учреждения (по жилищному фонду, который находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении).
Гражданин, которому предоставлено жилое помещение, не вправе вселиться в жилое помещение до получения ордера. Документом, дающим право вселиться в помещение, является не решение о предоставлении, а ордер, выданный на основании этого решения. Ордер является единственным документом, дающим право на вселение в жилое помещение; никакие другие письменные и устные указания органов или должностных лиц не могут заменить ордер. Бланки ордеров хранятся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности. Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения, и он может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.
Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке. При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения. При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности (п. 47-51 Примерных правил).
Форма ордера установлена Примерными правилами.
Выдача ордеров в закрытых военных городках производится не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона). Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27.05.98 N 76-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.99 N 229-ФЗ; от 19.06.2000 N 82-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ; 26.07.01 N 105-ФЗ; от 30.12.01 N 196-ФЗ; от 07.05.02 N 49-ФЗ; от 21.05.02 N 56-ФЗ; от 28.06.02 N 75-ФЗ), которым установлено (см. п. 13 ст. 15), что военнослужащие, к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Ст. 48 ЖК РФ предусматривается только судебный порядок признания ордера недействительным. В ней перечислены наиболее серьезные нарушения порядка предоставления жилых помещений, которые могут служить основанием для признания ордера недействительным. При этом не имеет значения, кто (органы, организации, должностные лица или граждане) допустил неправомерные действия, связанные с нарушением установленных порядка и условий предоставления жилья.
Необходимо иметь в виду, что с исковым заявлением в суд по данному вопросу может обратиться не всякое лицо. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" от 26.12.84 N 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 29.08.89 N 5; от 21.12.93 N 11; от 25.10.96 N 10; от 10.10.01 N 11) разъяснил, что с заявлением о признании ордера недействительным по мотивам нарушения очередности предоставления жилых помещений вправе обратиться в суд предприятие, учреждение, организация или местная администрация, в ведении которых находится жилое помещение, либо прокурор в их интересах; в случае возбуждения дела по заявлению прокурора эти лица извещаются судьей о возникшем процессе и участвуют в нем в качестве истцов (ч. 2 ст. 33 ГПК). Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и считающие, что жилое помещение должно быть предоставлено им, обращаться всуд с такими исками не могут, поскольку субъективного гражданского права на указанное в ордере жилое помещение они не имеют. Кроме того, при рассмотрении дел по искам о признании недействительными ордеров, предъявленным по мотивам нарушения очередности предоставления жилых помещений, суду необходимо выяснять:
действительно ли была нарушена очередность при предоставлении ответчику жилого помещения;
имеет ли ответчик по закону права на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения либо на условиях, которые в соответствии с законодательством могут быть предусмотрены при заключении трудового договора;
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003).
3. Жилищный Кодекс РСФСР от 24 июня 1983г. С последующими изменениями и дополнениями. (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991г. №28, ст.963).
4. Богданова Н.Д. Совершение нотариальных действий с квартирами, принадлежащими гражданам на праве собственности // Правоведение, 1994, №4.
5. Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство, 1998, №3.
6. Завьялов А., Коновалов В. Государственная регистрация прав на недвижимость // Российская юстиция, 1998, №6.
7. Исрафилов И. Возникновение права общей собственности при приватизации квартиры // Российская юстиция, 1996, №8.
8. Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями - М. Статут, 2001.
9. Потяркин Д. Подлежат ли государственной регистрации договоры социального найма жилья? // Российская юстиция, №3, март 2000 г.