Важнейшие городские ереси классического средневековья46

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
§ 1. Ересь Петробрюзийцев и Вальденсов 5
§ 2. Движение Катаров 8
§ 3. Пантеистические секты 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Введение Понять историю "классического" средневековья Западной Европы вряд ли возможно без осознания двух немаловажных её составляющих - истории средневековых городов и католической церкви. С середины XI - начала XII веков происходит процесс бурного развития городов, который выражается в постепенном складывании основной городской элиты, социальной структуры; формировании организаций ремесленников; начале антисеньориальной борьбы за права и вольности городских организаций. В городах пробуждается общественное сознание, возникают новые классы, требующие себе прав, которые до этого принадлежали церкви. В этой обстановке возникают разнообразные городские ереси как проявление социального протеста общественных слоёв средневекового общества. На наш взгляд этот период как нельзя лучше подходит для исследования генезиса буржуазной идеологии. Буржуазная идеология и как следствие капиталистические производственные отношения возникли не на пустом месте, не в готовом виде. Их формирование представляло собою длительный процесс, базирующийся на определённых социально-экономических явлениях. Зародыши буржуазной идеологии проявились в XII-XIII веках в виде еретических представлений в их бюргерском варианте, на это обратил внимание ещё Фридрих Энгельс (28).
Цель настоящей работы - по имеющимся источникам и существующей исторической литературе попытаться проследить роль и место городских ересей в истории "классического" средневековья Западной Европы. В соответствии с целью автором выделяются следующие задачи: выяснить исторические условия возникновения городских ересей, путём рассмотрения особенностей социального и экономического развития а также политической обстановки в Западноевропейских городах XII - XIII веков; изучить основные городские ереси 12-13 веков на предмет выяснения общностей и различий в требованиях и идеях этих движений, социального и количественного состава их участников, а, кроме того, проследить их историческую судьбу.
Список литературыI. Источники:

1. Вальдес Пьер. Символ веры // Керов В.Л Социальный состав Вальденских общин южной Франции и их отношение к феодальному строю и государству. // Страны средиземноморья в эпоху феодализма. Горький. 1973. Стр. 77 - 81.
2. Дюран. Книга против ереси // Керов. В.Л. Из истории борьбы народных масс против католической церкви в эпоху феодализма. М. 1970. Стр. 45-48.
3. Монастырские анналы // Средневековое общество и ереси. // Средние века. Выпуск № 38.Стр. 31-32.

II. Научная литература:

1. Григулевич. И.Р. Инквизиция. М. 1985.
2. Гуревич А.Я. Из истории народной культуры и ереси.
3. "Лжепророки" и церковь во французском государстве // Средние века. Выпуск № 38.С. 159-185.
4. Керов. В.Л. Из истории борьбы народных масс против католической церкви в эпоху феодализма. М. 1970.
5. Керов. В.Л. Народное еретическое движение Бегинов юга Франции и Пётр Иоанн Оливи // Французский ежегодник, 1968. М. 1970.С.5-33.
6. Мильская. Т.Л. Город и духовная жизнь в XI - XIII веках. Новая книга Эрнста Вернера // Средние века. Выпуск. 1983. № 45.С. 352-357.
7. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М. 1965.