Реформы правоохранительной системы 20 - х годов и ее влияние на развитие органов предварительного следствия 9

Содержание1. Орган предварительного следствия в годы революции и гражданской войны 2
2. Реформы правоохранительной системы 20 - х годов и ее влияние на развитие органов предварительного следствия 9
Литература 16

ВведениеВ первые годы после революции общеуголовные дела расследовали специальные следственные комиссии, состоящие при судах и трибуналах, а также Всероссийская чрезвычайная комиссия. Милиция расследовала только те дела, которые ей передавали народные суды или следственные комиссии. Затем следственный аппарат подчинялся органам юстиции и прокуратуры. И только в 1963 году, 35 лет назад, на органы милиции законом была возложена обязанность производства предварительного следствия.
28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию Советского правительства Народный комиссариат внутренних дел издал постановление "О рабочей милиции". В постановлении говорилось:
"1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.
2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.
3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения eе казенным оружием.
4. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу".
Постановление юридически закрепило создание в нашей стране органа охраны социалистического общественного порядка-советской милиции. Поэтому установленный в СССР ежегодный праздник-День советской милиции - отмечается 10 ноября.
В постановлении НКВД от 28 октября 1917 г. не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы милицейского аппарата: пришедшие к власти пролетариат и беднейшее крестьянство не имели опыта государственного строительства. В этих условиях было чрезвычайно важно, чтобы трудящиеся глубоко осознали необходимость быстрейшего овладения властью, включились в управление государством.
Перед Советской республикой встали и задачи охраны общественного порядка, борьбы с уголовной преступностью. Победа Великой Октябрьской социалистической революции не могла сразу изменить общественное сознание всех трудящихся, особенно крестьян, составлявших 80% населения. В.И. Ленин подчеркивал, что мелкобуржуазный состав населения страны серьезно затруднял решение задачи воспитания дисциплины и самодисциплины трудящихся. Положение усугублялось тем, что многолетняя империалистическая война привела к хозяйственной разрухе, голоду, нищете населения. Контрреволюция отвечала Советской власти, по словам В.И. Ленина, "увеличением преступлений, хулиганства, подкупа, спекуляций, безобразий всякого рода. Чтобы сладить с этим, нужно время и нужна железная рука". Все это предопределило необходимость создания специального государственного органа, состоящего из профессиональных работников. В марте 1918 года Народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в Совете Народных Комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под председательством В.И. Ленина, этот вопрос был рассмотрен и Наркомату внутренних дел было предложено выработать и внести в СНК положение о советской классовой милиции, органе, состоящем из рабочих и крестьян и защищающем права и интересы трудящихся.
10 мая 1918 г. коллегия НКВД приняла следующее решение: "Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены". 15 мая это распоряжение было направлено всем губернским исполкомам по телеграфу.
5 июня 1918 г. в Вестнике Комиссариата внутренних дел был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции). В нем указывалось: "Для охраны революционного порядка учреждается... народная рабоче-крестьянская охрана (советская милиция) как постоянный штат лиц.
Организация рабоче-крестьянской охраны (советской милиции) отделяется от военного дела... вся существующая ныне милиция и постановка дела охраны революционного порядка должна быть реорганизована и изменена согласно данному положению"...
Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.
Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыснного дела в России на основах единообразного его ведения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центроро-зыска, "фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, личный состав был ниже удовлетворительного... Таким образом, Центророзысн должен был начать свое дело с самого начала".
Правовой основой строительства советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 г., в соответствии с которым органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек "для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом". При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.
Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД.
Как исполнительный орган Советской власти милиция имела широкий круг задач, который определял и ее основные обязанности, зафиксированные в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 г. Согласно Инструкции, их можно разделить на три группы.
К первой группе относились обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписании советских законов, а именно:
строгое наблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;
содействие советским государственным органам в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
Во вторую группу включались:
поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Милиция была обязана принимать также меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлечь к содействию и граждан;
наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком движения на дорогах;
Список литературыПолиция и милиция России: страницы истории. М.,1995
Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87
В.Н. Прокопенко, В.М. Романов. Советская милиция (1917-1920 гг.), М., 1965 г.
История правоохранительных органов России: Сборник научных трудов / Под ред. Е.П. Сичинского. - Челябинск, 2000 г.