Вопросы по "Истории экономических учений"

Содержание1. Экономическая мысль Древнего Востока
2. Экономическая мысль Древней Греции
3. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна
4. Экономические воззрения Фомы Аквинского
5. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма
6. Ранний и поздний меркантилизм, их общие черты и различия
7. Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Мен (Англия). А. Монкретьен (Франция).
8. Экономические взгляды А. Л. Ордын-Нащёкина
9. Экономические взгляды И. Т. Посошкова
10. Особенности российского меркантилизма
11. Значение идей меркантилизма для развития теории и хозяйственной практики
12. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политэкономии
13. Общая характеристика учения физиократов
14. Экономические взгляды Ф. Кенэ
15. "Экономическая таблица" Ф. Кенэ
16. А. Смит - экономист мануфактурного периода. Основные идеи и структура книги "Исследование о природе и причинах богатства народов"
17. А. Смит о разделении труда, обмене деньгах
18. А. Смит о стоимости товара, о капитале и о его структуре
19. Учение А. Смита о производительном и непроизводительном труде
20. Основные идеи и структура работы Д. Рикардо "Начала политической экономии и налогового обложения"
21. Д. Рикардо о трудовой стоимости, теории распределения
22. Д. Рикардо о капитале и земельной ренте
23. Д. Рикардо о сравнительных издержках производства и кризисах
24. Возникновение марксизма как экономического учения. Биография К. Маркса
25. Основные идеи "Капитала"
26. К. Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции
27. К. Маркс о постоянном и переменном капитале
28. К. Маркс о прибавочной стоимости
29. К. Маркс о земельной ренте
30. К. Маркс о простом воспроизводстве
31. Возникновение исторической школы Германии. Ф. Лист
32. Понятие маржиналистской революции, её причины и общее содержание
33. Экономические учения К. Менгера
34. Дж. Б. Кларк - представитель американской школы маржинализма
35. Экономические учения М. И. Туган-Барановского
36. Экономические учения В. И. Ленина. "Развитие капитализма в России", "Империализм как высшая стадия капитализма"
37. Ведущие отечественные экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, Н. И. Бухарин
38. Экономические учения Дж. М. Кейнса
39. Основное положение "Общей теории занятости, процента и денег"


ВведениеХозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).
В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.
Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.
Список литературы