Опытно-экспериментальная работа по охране здоровья учащихся и педагогов23

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Анализ проблемы здоровья школьников и педагогов с точки зрения различных авторов 6
1.1. Состояние здоровья школьников в последние десятилетия 6
1.2. Поведенческие риски 7
1.3. Программы, направленные на профилактику ЗОЖ 11
1.4. Здоровье педагогов как одна из актуальных проблем современного общества 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по охране здоровья учащихся и педагогов 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты и их обсуждение 17
Выводы 27
Заключение 29
Библиография 31
Приложения. 33

Введение Здоровье людей сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, новые открытия медицины и психологии позволяют выявлять особенности развития организма человека еще на ранних стадиях заболевания. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна.
Наиболее тревожная ситуация наблюдается сегодня в детском возрасте. Одной из причин данной ситуации является то, что в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков или отдельных их элементов. Предполагается, что "жизнь всему научит", и, хотя в этом есть определенная доля истины, авторы полагают, что направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.
Несколько лучше обстоит дело с приобщением к здоровому образу жизни. На уроках биологии, физической культуры, ОБЖ и других педагоги обучают основам поведения, направленного на сохранение собственного здоровья.
Проблема сохранения здоровья школьника и педагога является предметом большого числа работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Ананьев Н. А., Ямпольская Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.) и значительное число экспериментальных работ.
В последние 10-15 лет в Российской Федерации широко развернулись психологические исследования, в которых раскрываются отдельные стороны сохранения здоровья детей, но практически не существует исследований, посвященных раскрытию вопросов выявления возможностей использования такой формы нестандартных занятий, как школьный театр в развитии у учащихся и педагогов здоровьесберегающих навыков.
В связи с этим наше исследование было посвящено раскрытию проблемы выявления возможностей использования школьного театра в развитии здоровьесберегающих навыков у учащихся и педагогов и повышении их информированности по вопросам ЗОЖ
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для предотвращения роста заболеваемости школьников и педагогов и развития наркомании, табакокурения и алкоголизма.
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости создания и совершенствования программы, направленной на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности школьников и педагогов по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.
Цель нашего исследования - разработать формы и методы пропаганды ЗОЖ, выявить возможности школьного театра в профилактике ЗОЖ и разработать рекомендации, направленные на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности учащихся и педагогов по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: высокое качество пропаганды ЗОЖ возможно при использовании в тренинговой программе форм школьного театра.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно - теоретической и психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Подбор методов исследования, позволяющих выявить начальный уровень информированности учащихся и педагогов по вопросам ЗОЖ;
3. Разработка и проведение программы, направленной на пропаганду ЗОЖ;
4. Разработка рекомендаций, направленных на развитие здоровьесберегающих навыков и повышение информированности учащихся и педагогов по вопросам ЗОЖ и предупреждения злоупотребления вредными веществами.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования развитие здоровьесберегающих навыков.
В качестве предмета исследования мы выбрали школьный театр как нетрадиционную форму пропаганды ЗОЖ.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Ананьев Н. А., Ямпольсккая Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.)
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, анкетирование.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Анкета "Здоровье"
2. Анкета "Курение".
3. Анкета "Алкоголь".
4. Анкета "Наркомания".
5. Тест "Наркомания".
Базой исследования является школа №115 г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы, направленной на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности учащихся и педагогов по вопросам ЗОЖ, развитие здоровьесберегающих навыков.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть полезны студентам, школьным медработникам, психологам и педагогам.
Список литературы1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 2007.
3. Беличева С. А., Родионов В. А. Информация о деятельности Центр психосоциальной работы при Консорциуме "Социальное здоровье России"//Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 1999. №1.
4. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000
5. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. 1995. №2.
6. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4
7. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 2008.
8. Макеева А. Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников - М., 2003
9. Неверина К.К., Левитова А. Р.Особенности психологического театра.// Новые психологические техники. - М., 2004.
10. Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. - М., 2003.
11. Пособие для учителей начальной школы. Спб., 2009.
12. Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 2009.
13. Родионов А. В., Родионов В. А.Физическое развитие и психическое здоровье. М.: МКО, "Теис", 2007.
14. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа допинг - профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров - сверстников). М., 2000.
15. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 2009.
16. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000
17. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей//Издание 2-е, переработанное и дополненное/ Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб., 2001.