Комплексный анализ показателей здоровья школьников во взаимосвязи с экологическими факторами на примере г. Москва и Наро-Фоминского района

Содержание
Введение 3
Глава I. Экологическая обстановка как один из основополагающих факторов развития школьников 5
1.1. Теоретические аспекты изучения здоровья школьников 5
1.2. Влияние экологических показателей на состояние и развитие подростков 13
1.3. Специфические особенности здоровья школьников, проживающих в экологически неблагоприятных регионах 20
Глава II. Комплексный анализ показателей здоровья школьников во взаимосвязи с экологическими факторами на примере г. Москва и Наро-Фоминского района 23
2.1. Экологическая карта г. Москва и Наро-Фоминского района 23
2.2. Исследование заболеваний дыхательной системы у подростков в школах № 354 г. Москва и №9 г. Наро-Фоминска 30
2.3. Меры профилактики заболеваний органов дыхания учащихся 44
Выводы 48
Заключение 50
Рекомендации 52
Библиография 59

ВведениеТема данного исследования является на сегодняшний день одной из актуальнейших.
Показатели морфофункционального статуса и заболеваемости детей в значительной степени определяют на ближайшую перспективу имеющийся потенциал для устойчивого развития общества, включающий трудовой, оборонный, интеллектуальный и репродуктивный ресурсы. В этой связи изучение состояния здоровья подрастающего поколения, а также факторов риска развития заболеваний относится к числу первостепенных задач современности .
В последние годы все чаще наблюдаются нарушения темпов физического развития учащейся молодежи, а также отмечен рост функциональных отклонений и хронических заболеваний. Если учесть, что около 70% детского населения страны - школьники, то значимость этого этапа жизни в формировании здоровья нации весьма существенна. В Московской области большинство нозологических форм среди детей возникают значительно чаще, чем в среднем по России.
Изучение состояния здоровья школьников в процессе роста и развития подтверждает неблагоприятные тенденции в его изменении. Отмечается резкое падение уровня здоровья в течение первых 8 лет обучения. За период обучения в школе до восьмого класса число здоровых детей снижается в четыре раза.
В России лишь 10% выпускников школы остаются здоровыми к концу обучения, около 50% детей больны хроническими заболеваниями. Пять миллионов детей России причислены по состоянию здоровья к "группе риска".
По данным Минздрава РФ из шести миллионов подростков 15-17 лет у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. У подростков в 31,5% случаев отмечаются психические расстройства, у 33% - умственная отсталость и психопатия, у подростков 10-15 лет отмечаются частая заболеваемость простудными заболеваниями (31%), склонность к аллергии (35%), заболевания дыхательной системы (16%) и сердечно-сосудистой системы (11%). Глазачев О.С. отмечает, что "подобная ситуация является типичной для различных регионов России и аккумулирует в себе в первую очередь "пресс" неблагоприятных экологических факторов…".
Это привело к необходимости изучения взаимосвязи экологии и здоровья школьников.
Целью настоящего исследования явилась оценка воздействия различных факторов окружающей среды на показатели физического развития и состояние функциональных систем организма подростков, а главным образом органов дыхания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть влияние экологических показателей на состояние и развитие подростков;
-провести комплексный анализ показателей здоровья школьников во взаимосвязи с экологическими факторами на примере Московской области;
- выявить специфические особенности функционирования дыхательной системы у школьников, проживающих в Москве и Наро-Фоминском районе Московской области;
- разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации и формированию здорового образа жизни школьников.
Гипотеза: мы предположили, что:
1. Экологические условия проживания предопределяют возникновение заболеваний школьников, и в первую очередь - заболевания дыхательной системы.
2. Плавание является эффективным средством развития органов дыхательной системы и профилактики заболеваний дыхательных путей.
Список литературы1. Адамасов Д. Рожденная свободной. - М.: Мысль, 1966
2. Беляев В. С. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт. - 1995
3. Бердус М.Г. Экологические факторы и здоровье человека - Калужский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002
4. Биличенко Т.Н., Чигирева Э.И., Ефименко Н.В. и др. Загрязнение атмосферного воздуха и болезни органов дыхания у населения. // Пульмонология. - 2003. - №1
5. Большой спор о любительской охоте, сост. В.Е. Борейко, 2003.-Киев: КЭКЦ
6. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику, 2003. - Киев: КЭКЦ
7. Борейко В.Е. Экологическая этика в школе. - Киев: КЭКЦ, 2004
8. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопросы философии. № 2. 1986
9. Влияние экологически небезопасной среды на интеллектуальное развитие детей. // Панов В. И., Сараева Н. М., Суханова А. А. - М. Изд. ЛКЦ, 2007
10. Гавалов С.М., Латушкина О.А., Куликов В.Ю. и др. Структура обращаемости больных бронхиальной астмой на станцию скорой помощи в зависимости от экологических условий районов Новосибирска. // 7 национальный конгресс по болезням органов дыхания. - Москва. - 1997. - 2-5 июля.- 1557с.
11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990
12. Гоч В. П., Белов С. В. - Теория Причинности. - Киев: "Ника-Центр", 1999
13. Гресь Н.А., Аринчин А.И. Синдром экологической дезадаптации у детей Беларуси и пути его коррекции// Медицинские знания. - 2001. - №5
14. Григорьев С.И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия /С.И. Григорьев, Л.Д. Демина. - Барнаул, 1995
15. Доршакова Н. В., Карапетян Т. А. - Реализация роли экологических факторов в формировании патологии человека // ГОУ ВПО "Петрозаводский государственный университет", г.Петрозаводск, Республика Карелия, 2002
16. Зуевский В.П., Карпин В.А., Катюхин В.Н., Соколов С.В., Гиновкер А.Г. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа. - Сургут: Сур ГУ, 2001
17. Кисманова Г.Н., Нургалиева Р.Е. Кумулятивная способность волос как проявление адаптации//Медицинский журнал Западного Казахстана.-2006.-№4(12)
18. Кожевникова Н.Г. Влияние промышленных загрязнений атмосферного воздуха на антропофункциональное развитие детей: Дис. … канд. мед. наук. / Н.Г.Кожевникова. - Тюмень, 2002. - 133 с.
19. Козинец Г.И. Физиологические системы организма человека, основные показатели. - М. "Триада-Х". - 2000
20. Лемешев М.Я. Природа и мы. - М., Советская Россия. - 1989
21. Мизерницкий Ю.Л. Значение экологических факторов при бронхиальной астме у детей. // Пульмонология. - 2002.- №1
22. Моисеев Н.Н. Путь к очевидности. Расставание с простотой. М., 1999.
23. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999
24. Парамонова Н.С. и др. Состояние дыхательной системы у детей, длительно проживающих в экологически неблагоприятных условиях.//Экологическая антропология: Ежегодник. материалы Межд. науч.-практ. конф. "Экология человека в постчернобыльский период". - Минск: бел. комитет "Дети Чернобыля". - Минск. - 2004
25. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1986
26. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в XX веке. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001
27. Прохоров Б.Б. Экология человека - М.: Академия, 2003
28. Ревич Б.А., Авалиани С.А., Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология: учебник для высш. учеб. Заведений. Под ред. Б.А.Ревича. - М.: Издательский центр "Академия". - 2004
29. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающая среда. М., 1993
30. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. № 5
31. Сеульская декларация по экологической этике // Зеленый мир. 1998. №8
32. Симаходский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич - Рост и развитие ребёнка: 1е издание, СПб, Питер, 1998
33. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1997
34. Федотов А.П. Эпоха глобальной экологической катастрофы. Результаты исследования моделей оптимального развития мировой системы и России. М., 1995
35. Экологическая психология: деструктивное воздействие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол., социол., клинической психол., психофизиол.; студентов мед. вузов, для психологов и врачей в системе последипломного образования/ О. А. Ахвердова, И. В. Боев, К. С. Гюлушанян и др.- Ставрополь: Изд-во СГМА: СГУ, 2001
36. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков // А.А.Баранов, В.М.Буянкин, С.Р.Гильденскиольд, В.Р.Кучма и др.; Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: "Информатик", 1998
37. Экология человека / под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ООО "Медицинское информационное агентство", 2008
38. Юдина Л. Легкие: чистилище организма // Аргументы и Факты. - № 32 (624) от 10 августа 2006
39. Юлиш Е.И. и др. Этиология бактериальных инфекций органов дыхания у детей различного возраста крупного промышленного региона//Экологическая антропология: Ежегодник: Материалы Межд. науч.-практ. конф. "Экология человека в постчернобыльский период". - Минск: Бел. комитет "Дети Чернобыля". - Минск. - 2004
40. Яблоков А. В., Нестеренко В. Б., Нестеренко А. В. Чернобыль: последствия катастрофы для человека и природы. Издательство Наука, СПб, 2007