Влияние никотина на подрастающий организм37

СодержаниеВведение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Влияние никотина на подрастающий организм…………………………………….5
1.1 Табак и история его распространения……………………………………………………...5
1.2 Причины курения молодого поколения……………………………………………………7
1.3 Стадии формирования табакозависимости ……………...……………………………. ..10
1.4 Виды табакокурения ……………………………………………………………………… .11
1.5 Биохимия табачного дыма…………………………………………………………………14
1.6 Анатомические и физиологические последствия курения………………………………20
Глава 2. Описание исследований и анализ результатов……………………………………..29
2.1. Организация исследования………………………………………………………………..29
2.2. Методика исследования…………………………………………………...………………29
2.3. Краткое описание методик исследования………………………………………………..29
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение………………………....38
Глава 4. Профилактика курения ………………………………………………………………47
4.1 Законодательный подход к проблеме курения …………………………………………..47
4.2 Учебно-воспитательные меры по предупреждению и устранению проблемы
в семье и школе ………………………………………………………………………………...53
4.3 Психологические методы борьбы с курением……………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………………...64
Список используемой литературы…………………………………………………………….65
Приложения…………………………………………………………………………………..…68
ВведениеАктуальность работы. Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замед-ляет личностный и нравственный рост.
К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (откло-нением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране тер-пима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм де-виантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загряз-нителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная ди-ректором Государственного научно-исследовательского центра профилактической меди-цины Российской Федерации академиком Р. Г. Огановым о том, что курильщик - это че-ловек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.
Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?
Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреждение официаль-ной службы охраны здоровья, советы врачей, лечение, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожалению, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возобновляют привыч-ку.
Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к ку-рению. В данной работе представлен курс профилактических занятий, ключевыми момен-тами которого являются: предоставление полной информации о вреде курения на орга-низм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение профилактических занятий по фор-мированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.
Целью работы является составление и изучение эффективного курса профилакти-ческих занятий, направленные на формирование у детей и подростков установок на здо-ровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к курению.
Неокрепший организм подростка очень подвержен различным влияниям. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя муж-чиной - одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята ду-мают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкури-вая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоро-вье.
Объект исследования - подростки.
Предмет исследования - отношение подростков к табакокурению.
Задачи исследования:
1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
2.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.
3.Проведение опроса.
4.Составление и реализация программы профилактических занятий.
5.Изучение уровня эффективности курса.
Гипотезой исследования является предположение о том, что курс занятий спосо-бен оказать: продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о нега-тивных последствиях табакокурения; выработать умение противодействовать вовлечению в употребление табачных изделий.
Практическая значимость заключается в изучении и выработке условий повыше-ния профилактики курения у подростков, что понизит негативное влияние распростране-ния табакокурения и психической зависимости в среде молодежи.
Теоретическая значимость заключается в укреплении знаний о влиянии табако-курения на психологическое и физиологическое развитие молодежи.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ, синтез, беседа.
Список литературы1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. - М., 1999. - №4. - С. 35-42.
2. Бойко В.М. Как бросить курить. - М., 2003.
3. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. - СПб., 2000. - (серия "мастера психологии").
4. Каннингем Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ. В.Н. Королева. - М., 2001.
5. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. - Казань, 2001.
6. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) // Наука и жизнь. - 1996. - № 10. - С. 80-83.
7. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Мн., 1998.
8. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. - М., 1991.
9. Левитский Л.М., Язловецкий В.С., Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. и доп. - К., 1997.
10. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. - М.; Новосибирск, 2000.
11. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. ВУЗов. - М., 2000.
12. Науманн Ф. Курение без вреда для здоровья. / Пер. с нем. Н.А. Чупеева. - М., 2001.
13. О вреде курения: метод. Материалы в помощь лектору. - М., 1997.
14. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.
15. Подросток на перекрестке эпох / Достанова М.Н. и др.; Под ред. С.В. Кривцовой. - М., 1997.
16. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник автор-ских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. и др. - Харьков, 2000.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, 2000. - (серия "мас-тера психологии").
18. Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. - М., 1996.
19. Светлова Е. "Никотиновые" дети рождаются у курильщиков // Крестьянка. 1997. - № 15., С. 62-63.
20. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - М., 1998.
21. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. - М., 2004.
22. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни. - Мн., 2001. - № 3. С.4-8.
23. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры: ваш психологический портрет. - М.; Мн., 2002.
24. Соколов Ю. Как отказаться от курения. - СПб, 1997.
25. Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табач-ной зависимости: Материалы конференции, посвященной Всемирному Дню без табачного дыма. - 31 мая 2001. - М., 2001.
26. Смид Р. Групповая работа с детьми подростками: Пер. с анг. - М., 1999.
27. Хриптович В.А., Валитов М.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / Редколлегия Д.Г. Лин, Я.Л. Коломинский и др. - Гомель, 2001. - С.91-93.
28. Хриптович В.А. Проективная методика "Мое письмо курящему подростку" в психо-профилактической работе психолога. - Мн., 2001. - Ч.2. - С.187-192.
29. Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни. - Мн., 2001.
30. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. - К., 1993.
31. Шальнова С.А. и др. Распространенность курения в России: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укре-пление здоровья. - М., 1998. - №3. - С.9-12.
32. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Ростов-на-Дону, 1996.