Опытно-практическая работа по применению современных форм, методов и средств детского оздоровительного лагеря 12

СодержаниеСодержание 1
Введение 2
Глава 1. Основные тенденции, задачи и этапы формирования научных взглядов на ДОЛ как воспитательную систему 5
1.1.Этапы формирования научных взглядов на ДОЛ как воспитательную систему 5
1.2.Возможности, задачи, цели детских оздоровительных лагерей 8
Глава 2. Опытно-практическая работа по применению современных форм, методов и средств детского оздоровительного лагеря 12
2.1. Анализ особенностей организации жизнедеятельности в оздоровительном лагере 12
2.2. Разработка программы для детского оздоровительного лагеря в форме сюжетно-ролевой игры "Свистать всех на верх" 13
Заключение 22
Список литературы 23

ВведениеТема данной работы "Применение современных форм, методов и средств детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)".
Актуальность проблемы определяется значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом данного социально-культурного учреждения, которое обеспечивает снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности.
Это во многом определяется спецификой ДОЛ как открытой педагогической системы, предполагающей высокую вариабельность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка в каникулярное время, привлечь необходимые кадровые, материально-технические и иные ресурсы.
Преобразования, в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, так как с одной стороны, ряд детских оздоровительных лагерей начали перестройку своей работы, с другой - новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей. Данное противоречие во многом обусловлено как недостаточным теоретическим осмыслением ДОЛ как педагогической системы, так и условий, механизмов и форм оптимизации личностного развития ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между воспитательными и оздоровительными возможностями детского оздоровительного лагеря как отрытой педагогической системы, с одной стороны, и степенью их реализации на практике - с другой.
Разрешение данного противоречия сдерживается недостаточным теоретическим осмыслением и методическим оснащением различных аспектов деятельности современного детского оздоровительного лагеря. Это актуализирует потребность в осуществлении специального исследования, цель которого - теоретически и практически рассмотреть применение современных форм, методов и средств детского оздоровительного лагеря .
Реализация цели исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
1. Выявить основные тенденции и этапы формирования научных взглядов на ДОЛ как воспитательную систему.
2. Изучить ресурсы воспитательной деятельности ДОЛ как среды развития личности ребенка.
3. Выяснить особенности организации и применений современных методов и форм в оздоровительном лагере.
4. Предложить программу ДОЛ с использованием современных методов и форм работы.
Объект исследования - педагоги.
Предмет - детский оздоровительный лагерь как открытая педагогическая система и специфическая среда развития ребенка.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования:
1. Реализация ресурсов ДОЛ возможна на основе включения личности каждого ребенка в культурно-досуговую общность, содержание деятельности которой будет выстраиваться на взаимодополняемости процессов социализации и самореализации личности.
В процессе исследования использовался комплекс методов исследования, адекватных решаемым задачам и специфике предмета научного анализа: теоретические (обобщение психологических, педагогических, социокультурных и др. подходов к изучаемому феномену, синтез эмпирического материала, моделирование), эмпирические ( опрос,).
Список литературы
1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. ВАКО. 2006 г.
2. Алехина Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
3. Афанасьев СП., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.. Изд-во "Новая школа". 1994.
4. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.
5. Буданова Г.С. Летняя страна детства / Г.С. Буданова// народное образование. - 2001.- №3.- с. 26-34.
6. Визитная карточка. Ассоциация исследователей детского движения. - М., 1995.
7. Детские организации - что нового? // Воспитание школьников, 1995. - № 5.
8. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно - образовательных лагерей. Вып.1. - Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
9. Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. - Киров, ВАКО,2008.-143
10. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.
11. Лазарева А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников. - 1998.- №2.- с. 17-21.
12. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, концерты, игры, викторины, спортивные состязания)/ сост. Л.И. Трепетунова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 280 с.
13. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 144 с.
14. Новикова Л.И. "Воспитательное пространство" как открытая система / Л.И. Новикова, Соколовский М.В.// общественные науки и современность. - 1998.- №1.- с. 132-143.
15. Педагогика каникул. // Народное образование №3, 2002.
16. Программно - методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей") - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.
17. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. Пособие / М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
18. Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. - М.: Центр гуманитарной литературы "РОН", 2002. - 128 с.
19. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.
20. Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. - 64 С.
21. Шпоркина Е.М. "АЗБУКА ВОЖАТОГО" Сборник методических материалов по организации детского отдыха. - Нижний Новгород: Изд-во ООО "Педагогические технологии", 2009. - 96с.
22. Школьный летний лагерь/Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. - М.: , 2004г.
23. Шмаков С.А. Ее Величество - Игра. - М., 1992
24. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.
25. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП "ИГ "Инфол",2002.-384 С.
26. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого: Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей/ Т.А. Юзефавичус. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.