Применение насилия в отношении представителя власти 1

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Признаки состава преступления, связанного с применением насилия в отношении представителя власти 7
Глава 2. Квалификация применения насилия в отношении представителя власти 17
2.1. Воспрепятствование деятельности по пресечению нарушений общественного порядка и административных правонарушений 17
2.2. Воспрепятствование деятельности по пресечению уголовно наказуемых деяний и преступлений 18
2.3. Воспрепятствование деятельности по пресечению бытовых правонарушений и семейных конфликтов 18
2.4. Воспрепятствование законным действиям сотрудников в отношении правонарушителей со стороны их родственников и близких лиц, а также месть за отказ совершить незаконные действия 19
2.5. Воспрепятствование законным действиям сотрудников при проверке сообщений о преступлениях 19
2.6. Воспрепятствование проверке паспортно-визового режима, документов 20
Заключение 26
Библиография 29

ВведениеВажным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками - должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором - против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 - граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления - это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК), либо проступком (ст. 19.1 КоАП).
Из-за широты понятия "порядок управления" возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства - составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
1) посягательства на представителей власти:
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);
применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318);
оскорбление представителя власти (ст. 319);
разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320);
дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321);
2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:
незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322);
противоправное изменение Государственной границы (ст. 323);
3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:
приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324);
похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325);
подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326);
подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327);
изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 327.1);
4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:
уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328);
5) посягательства на авторитет государства:
надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329);
6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:
самоуправство (ст. 330).

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений - по степени общественной опасности.

Цель настоящей курсовой работы - изучить категорию преступлений, квалифицируемые по ст. 318 УК РФ как применение насилия в отношении представителя власти.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить общие признаки состава преступления, связанного с применением насилия в отношении представителя власти.
2. Рассмотреть отдельные виды преступлений, характеризующихся применением насилия в отношении представителя власти

Список литературыПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 2.
Определение СК Верховного Суда РФ от 8 апреля 1997 г. "Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) наступает только в случаях противодействия его законной деятельности" (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 4.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / В.К. Дуюнов и др.; Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.
Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. профессора Н.Г. Кадникова. М.: Книжный мир, 2004.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 3-е изд., доп. и испр. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
Уголовное право / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. М.: ИД "Юриспруденция", 2004.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" // Российская газета. 2003. 18 янв. (специальный выпуск).
Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 7.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2000 года (по уголовным делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 июня 2000 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 9.
Таможник Е.Л. Система преступлений против лиц, осуществляющих порядок управления // Законность. 2006. N 3.
Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь: СтГУ, 2002.