Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка .

СодержаниеВведение……………………………………………………………………...……3
1. Общая характеристика участия граждан в охране общественного порядка
1.1. Охрана общественного порядка…………………………………........6
1.2. Характеристика деятельности граждан по поддержанию правопорядка………………………………………………………………………8
2. Правовые основы привлечения граждан к охране общественного порядка
2.1. Этапы развития деятельности граждан в охране общественного порядка……………………………………………………………………….......13
2.2. Современное состояние правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка……………………………………………….16
2.3. Зарубежный опыт взаимодействия граждан и государственных органов в области охраны правопорядка………………………………………17
3. Организационные основы привлечения граждан к охране общественного порядка…………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37


ВведениеМировая практика, ее исторический опыт решения задач, связанных с поддержанием правопорядка, убедительно показали, что государство не в состоянии регулировать все многообразие юридически значимых отношений. Определенная роль отводится негосударственным органам. Последние получили довольно широкое толкование в отечественной научной юридической литературе как "негосударственные субъекты правоохранительной деятельности", "общественные органы правоохранительного характера", "общественные формирования", "общественные объединения" и т. д.
В период существования Советского Союза в стране функционировала обширная сеть общественных организаций, которые не только оказывали помощь органам внутренних дел в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, но и благоприятно влияли на воспитание широких слоев населения. Тем самым основательно сужался круг лиц с противоправным поведением.
Однако деятельность их постепенно стала приобретать формальный показной характер. Подвергся сомнению принцип добровольности участия в общественных организациях. В результате заметно снизилась численность добровольных народных дружин и их активность в борьбе с преступностью, а в некоторых регионах они вовсе прекратили свое существование. Перестали работать товарищеские суды, заметно ухудшилась деятельность общественных пунктов охраны правопорядка.
Утратила значение социальная профилактика, что, несомненно, отразилось на состоянии преступности в стране. Это также подтверждается тенденцией роста в последние несколько лет числа зарегистрированных преступлений. Только в 2009 г. зарегистрировано 3855,4 тыс. преступлений, что больше на 8,5 %, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений зафиксирован во всех федеральных округах, а также в 68 субъектах. Не удается стабилизировать ситуацию на улицах и в других общественных местах. Динамика уличной преступности в целом по стране составила 24,3% (441,6 тыс.), ее увеличение наблюдается на территории всех федеральных округов.
Вновь возникла объективная необходимость и социальная потребность в возрождении общественных формирований правоохранительной направленности и повышении эффективности их деятельности в обеспечении охраны общественного порядка.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения граждан к охране общественного порядка.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок привлечения граждан к охране общественного порядка и практика их применения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ правовых, теоретических основ и практики привлечения граждан к охране общественного порядка, а также разработка предложений по повышению эффективности этой деятельности.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику участия граждан в охране общественного порядка;
- проанализировать правовые основы привлечения граждан к охране общественного порядка
- изучить организационные основы привлечения граждан к охране общественного порядка
Методология и методика исследования. Задачи, поставленные в работе, определили необходимость комплексного использования общенаучных и частнонаучных методов познания явлений и процессов. Для этого применялись такие методы научного поиска, как традиционные правовые методы (формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой), и методы, применяемые в других науках (системный анализ; статистический; социологический).

Список литературы1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ, 26 декабря 1994 г., № 35, ст. 3648.
4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 141.
5. Федеральный закон ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"
7. Федеральный закон РФ "О пожарной безопасности" от 18 ноября 1994 г.
8. Бороться с "терроризмом в головах" // Российская газета. 2004, 9 декабря.
9. Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., Академия МВД России, 1996;
10. Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., Академия МВД России, 1996.
11. Козловский А.Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., МЮИ МВД России, 1998;
12. Корниенко М.В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при осложнении оперативной обстановки (по материалам МВД Украины). М., 2002; и др.
13. Программа МВД России "Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной направленности, граждан к обеспечению правопорядка" от 11 октября 2005 г. № 2/7083;
14. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году: Аналитические материалы итоговой коллегии МВД России. М.: ОИД МВД России, 2009. С. 79.
15. Состояние преступности в России за 2006 год. ГИАЦМВД России. М., 2007. С. 70 - 72.
16. Терентьев С.А. К вопросу деятельности общественности по охране общественного порядка и безопасности в современной России // Государственное управление и право. Вып. 7.2008.
17. Терентьев С.А. Некоторые аспекты деятельности общественности по охране общественного порядка и безопасности в современной России // Современное право. 2009. № 1 (1).
18. Терентьев С.А. Организационные формы участия граждан России в охране общественного порядка // Право и экономика. Вып. 1.2009.
19. Терентьев С.А. Участие граждан в охране общественного порядка как реализация конституционного права граждан на объединение (на примере субъектов Российской Федерации) // Право и экономика. Вып. 2.2009.
20. Управление деятельностью служб общественной безопасности: Учебник / Под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. М., Академия управления МВД России, 2000. С. 65.