Эволюция органов государственной безопасности в СССР-курсовая.

СодержаниеВведение 2
Глава 1. Система правоохранительных органов в период НЭПа 5
1.1. Правовые основы и организационные формы деятельности милиции в 20-е годы 5
1.2. Борьба милиции с уголовной преступностью в новых политико-экономических условиях 12
1.3. Проблемы деятельности ОВД и ОВД в годы НЭПа 17
Глава 2. Изменения в государственной системе СССР в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. 20
Глава 3. Пути и средства совершенствования организации и деятельности ОВД на современном этапе развития России 22
Заключение 29
Список источников и литературы 32

ВведениеСуществует довольно устойчивое мнение, согласно которому появление советской коммунистической империи национально-историческими традициями России и в сущности это лишь продолжение истории нашей страны в новых условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, так как в России традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства, но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для его возникновения.
Основные признаки тоталитаризма: наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы; систему террористического полицейского контроля; централизованную систему контроля и управления экономикой.
30 годы XX века стали переломными в ходе истории нашей страны, они оставили неизгладимый след и стали основой для дальнейшего хода развития исторических событий.
В сложившейся в то время административно-командной системе, государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавший места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органов. Но этот занимаемые места были непостоянными и опасными.
Семнадцатый съезд партии в начале 1934г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.
Со второй половины 30-х гг. начинает изменяться внутренняя структура наркоматов, их основными органами становятся главки. СНК в июле 1936 г. принимает постановление "О хозрасчетных правах главных управлений промышленных наркоматов", которым главкам наряду с управленческими функциями придавались сбытоснабженческие хозрасчетные функции.
Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация - децентрализация, ужесточение регулирования - либерализация и т. п.). Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распредели тельных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.
Это были годы перехода от экономических к преимущественно административным методам руководства народным хозяйством, коренной ломки хозяйственного уклада деревни - коллективизации сельского хозяйства, вытеснения мелких предпринимателей из всех отраслей экономики, усиления репрессивных органов.
В эти годы складывалась административно-командная система с бюрократической централизацией, с жестким контролем за всеми сферами жизни общества и деятельности людей, с ограничением доступа к информации, насаждался культ личности Сталина. Отдельные коммунисты пытались бороться с деформациями социалистических принципов и нарушениями законности, но большинство членов партии, рабочих, деревенской бедноты поддержали отказ от нэпа и форсирование темпов социально-экономических преобразований. Охваченные революционным энтузиазмом люди верили, что создают самый справедливый и передовой строй на Земле, и не щадили сил во имя счастья будущих поколений.
В 1939 г. на XVIII съезде партии был сделан вывод о том, что социализм в СССР в основном построен и имеются все возможности для построения коммунизма первоначально в одной стране. В документах партии конца 30-х - начала 40-х годов были определены задачи дальнейшего развития общества на этапе завершения социалистического строительства и перехода к коммунизму. Эти теоретические предложения скрывали действительное состояние дел в стране, мешали советским людям осознать реальные социально экономические и политические проблемы стоявшие перед обществом.
Какие же изменения происходили в политической и правовой системе советского государства и его государственном аппарате? Как происходила централизация правоохранительной системы? Что нового принесла конституция 1936г.? Как развивалось советское право в эпоху тоталитаризма. Эти вопросы мы рассмотрим в данной работе.


Список литературы1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215
4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503
5. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 17 мая. N 93
6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. / Под ред. д.ю.н., проф. А.П.Коренева. - М.:, 1998. - 335 с.
7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. / Под ред. д.ю.н., проф. А.П.Коренева. - М.:, 1999. - 362 с.
8. Бахрах Д.Н., Административное право: Учебник. - М.: 1999. - 368 с.
9. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории) - М., 1999.
10. Коваленко А. С. Реформа горрайорганов-веление времени//Вестник МВД России. 1993. № 6. С. 3-10.
11. Пахомов Г. А., Перевозчиков О В. Особенности организации органов внутренних дел, обслуживающих сельскую местность,-М., 1990.
12. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: 1999, 414 с.
13. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.М. Семенова,. - М.: 1996, 240 с.
14. Ромахов А. В. Особенности работы штабов ОВД на транспорте. Штабная практика: Материалы Всероссийского учебно-методического сбора начальников штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.-М., 1997. № 3(23).
15. Сухарев В. Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 1999.
16. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001
17. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность.-Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999.-704.
18. Корсанов А. Степан Иванович Шешковский (1729-1794): биографический очерк//Исторический вестник. -№12.
19. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.- 608.
20. Общее уложение губернское//Полный свод законов Российской империи.-Т II.-Сбл.-1911.
21. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. Божьева В. П. 3-е изд., испр. и доп.-М.: Спарк, 1999.-414с.