ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ИТОГИ

СодержаниеВведение 4
Глава 1. Основы пенсионной системы РФ на современном этапе 8
1.1. Пенсионная система как финансовый инструмент. 8
Понятие пенсионного обеспечения 8
1.2. Пенсионная система РФ 12
1.3. Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ 19
Глава 2. Пенсионная реформа в РФ 23
2.1. Этапы пенсионной реформы в РФ 23
2.2. Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы 30
2.3. Основные положения конвертации пенсионных прав в капитал 35
2.4. Промежуточные итоги пенсионной реформы в РФ 40
Глава 3. Альтернативы в системе пенсионного обеспечения РФ 51
3.1. Сравнительная характеристика построения системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах 51
3.2. Негосударственное пенсионное обеспечение 57
3.3. Налоговое администрирование пенсионной системы 61
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения.
ВведениеСоциальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий.
Российское общество переживало нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требовало огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Для лучшего понимания проблем, существующих в системе пенсионного обеспечения в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с системой социального обеспечения в СССР [13, c.213-231]. До начала 90-х годов в СССР существовал единый фонд социального страхования, из которого выплачиваются пенсии, а так же пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от безработицы, а так же больничного страхования, поскольку государство обеспечивало лечение заболевших по бесплатной основе. Для финансирования фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливался государством и был дифференцирован по различным отраслям. В последние до перестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации в Финансовом отношении претерпело три существенных изменения [13, c.213-231]. Во-первых, Фонд социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионный фонд стали привлекать взносы самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1% от заработанной платы).
Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы.
Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач [5, c.134-138].
Первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 - 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения доходов.
Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени - из конвертов страховых схем и т. п.
Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во - первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во - вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.
При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.
Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.
Объектом исследования является система пенсионного обеспечения РФ, а предметом - промежуточные итоги реформирования этой системы.
Целью работы является освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности пенсионной системы Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику существующей системе пенсионного обеспечения в России;
2. Оценить промежуточные итоги реформирования пенсионной системы в РФ;
3. Выявить недостатки и альтернативы дальнейшего развития пенсионной системы в РФ.
В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.
Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и пяти приложений. В первой главе дипломной работы проведен теоретический анализ существующей на современном этапе пенсионной системы в РФ. Вторая глава посвящена сути и промежуточным итогам реформирования пенсионной системы. В третьей главе работы дана сравнительная характеристика альтернативных пенсионных систем зарубежных стран, а также выявлены два направления для дальнейшего преобразования существующей пенсионной системы - частно-инвестиционное и налоговое.


Список литературы1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании"/ система "Консультант Плюс"
2. Федеральный закон РФ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" / система "Консультант Плюс"
3. Федеральный закон РФ №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" / система "Консультант Плюс"
4. Федеральный закон РФ №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" / система "Консультант Плюс"
5. Александров Д.Г. Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2002.
6. Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. - М.: Московский философский фонд, 2003.
7. Большой экономический словарь. / Под ред. Н. Арилияна. - М.: Институт Новой экономики, 1997.
8. Бродский Г.М., Бродский М.Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. - С-Пб.: Юристъ, 2004.
9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др. - М.: Юрайт, 2002.
10. Дадашев А.З. Финансовая система России: Государственные внебюджетные фонды. - М.: Инфра-М, 2004.
11. Информационно - статистический сборник Пенсионный фонд Российской Федерации в 2005 г. - Москва: издательство "Современная экономика и право", 2005 .
12. Пенсионная реформа в России/ Под редакцией М. Ю. Зурабова. - М.: Логос, 2002.
13. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2006.
14. Социальные права: Россия и Европа / под редакцией А.С. Леонова. - М.: Знание, 2003.
15. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2005.- №2-3.
16. Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. - 2006.- № 7.
17. Афанасьев С.А. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2009 года: требуется передел в пользу пенсионеров // Пенсия. - 2006.- №2.
18. Афанасьев С.А., Воронин Ю.В., Чижик Л.И. Конвертация пенсионерам // Пенсия. - 2004. - № 1.
19. Ахулкова Е.Н. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации // БиНО: Некоммерческие организации. - 2006.- №6.
20. Бакулева Т. Что полезно знать о пенсионной реформе// Биржа плюс финансы. - 15 июня 2004.
21. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. - 2003.- №2.
22. Вьюницкий В.И.- Что ждет пенсионную систему?//Пенсия. - 2005. - № 4.
23. Дмитриев М.Э. Пенсионная система на основе накопительных принципов финансирования // Социальная защита - №7. - 2006.
24. Еремеева В., Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения// Человек и труд. - 2007. - № 1.
25. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы// Пенсия. - 2003. - № 4.
26. Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России// Пенсия. - 2005. - №3.
27. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 2005.- №1.
28. Лолев Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2006. - №8.
29. Люблин Ю.З. Трудности пенсионной реформы в России // Вестник ПФР. - 2005.- №2.
30. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. - 2006.- № 3.
31. Михальчук В. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов. //Финансы. - 2005. - №3.
32. Пенсионная реформа [Сб.статей], - М.: Просвещение, 2002.
33. Роик В.Д. Какая система нужна России//Социальная защита. - 2005. - № 3.
34. Роик В.Д. Проблемы развертывания пенсионной реформы// Налоги и платежи. - 2006.- №4.
35. Роик В.Д. Построение новой пенсионной системы - задача национального масштаба // Пенсия. - 2004.- № 3.
36. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 2006.- №2.
37. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. - 2006.- №8.
38. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю. - 2004.- №3.
39. Четыркин М.Д. Принципы финансирования систем пенсионного обеспечения // МЭ и МО. - 2005.- №6.
40. Якушев Л.П. Некоторые вопросы международных дискуссий по пенсионной реформе // Пенсия. - 2004.- №10.
41. Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. - 2007.- №3.
42. Пенсионный Фонд Российской Федерации - http://www.pfrf.ru
43. Цветова М. Нескончаемая пенсионная реформа. Интернет-издание Личные деньги - 24.10.2006 http://www.personalmoney.ru/default.asp