Внешнеторговые связи Челябинской области-курсовая (2).

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 6
1.2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ 8
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.1. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.2. ОЦЕНКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 18
2.3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ГЛОССАРИЙ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 40
КАРТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 42

ВведениеВнешнеторговые связи Челябинской области: Курсовая работа. - Челябинск, ЮурГУ, 39 с.


В курсовой работе исследованы внешнеэкономические связи Челябинской области.
В теоретической части раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей; описан процесс развития внешней торговли в России.
В практической части проведен анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области. Дана оценку иностранных инвестиций в экономику Челябинской области. Разработана стратегия повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке.

Одна из главных целей внешнеэкономической стратегии страны - это преобразование лидерства национальных фирм на внутреннем рынке в лидерство на международном рынке. В более общем плане осуществление внешнеэкономической стратегии предполагает определение приоритетных целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Центральное место во внешнеэкономической стратегии занимает внешнеэкономическая политика, представляющая собой деятельность государства, направленную на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений, оптимизацию участия страны в международном разделении труда. Существующий ныне у большинства стран обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономическую стратегию и внешнеэкономическую политику других государств.
В условиях перехода к рынку Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Мировой опыт использования внешнеэкономической деятельности для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны -западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели - общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.
Предметом данного исследования является Челябинская область.
Объектом исследования внешнеэкономические связи Челябинской области.
Цель работы провести исследование внешнеторговых связей в Челябинской области.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей;
2. описать процесс развития внешней торговли в России;
3. провести анализ товарной структуры экспорта и импорта Челябинской области;
4. дать оценку иностранных инвестиций в экономику Челябинской области;
5. разработать стратегию повышения конкурентоспособности Челябинской области на мировом рынке.
Список литературы9. Андрианов В.Н. Внешняя торговля России // Внешнеэкономическая деятельность .-1998.-№6
10. Внешнеторговый оборот Челябинской области /Деловой Урал.- 1999.-№2
11. Внешнеэкономическая деятельность регионов России // Бюллетень иностранной коммерческой информации.- 1999.- № 93
12. Кудрявцев М.С. Об экономической ситуации в области и перспективах ее развития/ /Челябинский рабочий.- 1999.-№8
13. Осанкин В.С. Экономика Челябинской области в условиях становления рыночных отношений (экономика региона).- Челябинск, 1998
14. Региональная экономика / под ред. Морозовой Г.В. - М: ЮНИТИ, 1997.
15. Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения EC. - М.: Экономика, 2003. - 111 с.
16. Сильвестров С.К. Внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ // Политэконом.- 1999.- №4
17. Социально-экономическое положение страны и деятельность торгово-промышленной палаты России по поддержке и развитию предпринимательства // Экономическая наука современной России.- 1999.- №4
18. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1998-2005 года", -Челябинск, 1997.
19. Шувалов Е.Л. Урал - М: Просвещение, 1997.
20. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова - М: Издательство БЕК.1997.