Истина как цель познания

Содержание1. Классические определения истины: соответствие (корреспонденция)
и согласованность (когеренция).3
2. Истина и ценность. Истина и эффективность Описание, объяснение,
предвидение как функции истины.6
3. Истина "субъективная" и "объективная". Относительные и "абсолютные"
истины. Прогресс познания и истина. Критика скептицизма
и агностицизма..10
4. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Западная (добытие
истины "из" объективного мира) и восточная (открытие "в" себе)
стратегии поиска истины. Постмодернизм об истине.18
Список литературы.27
Введение"Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь", - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.
Но что, же такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь некой скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности, субъективности и бессмысленности истины?
Истина здесь, рядом с нами, и не видеть этого - значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия.
Что представляет собой истина? Мы говорим, например, "истинное счастье". Это значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном. Фальшивый бриллиант - в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый бриллиант - это тоже нечто действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью.
Истинное - это такое действительное, которое, прежде всего, согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины - в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности, наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.
"Истина" означает здесь двоякого рода согласованность:
1) совпадение вещи с понятием о ней;
2) совпадение понятий со словом, высказыванием;
Истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.
Список литературы1. Батищев Г.С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. - М.: ИФРАН, - 1994.
2.Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины. - М., - 1994.
3.Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., - 1991.
4.Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. Философия. - М.: Финстатинформ, - 1998.
5.Поппер К. "Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма", -1991.
6.Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. - 2008.- 2.

Похожие работы