Оценка стоимости предприятия (бизнеса) методом отраслевых соотношений46 2005-31

СодержаниеВведение 3
1. Применение трех подходов к оценке стоимости предприятий 5
2. Анализ факторов, влияющий на стоимость предприятий 7
2.1. Влияние контрольного и неконтрольного участия в предприятии на его стоимость 7
2.2. Влияние на стоимость предприятия ликвидности его активов 9
3. Выбор методов оценки стоимости предприятия. адекватных для экономики переходного периода 13
4. Форма отчета по оценке стоимости предприятия 18
5. Оценка стоимости предприятия методом отраслевых соотношений 21
Заключение 24
Практические задания 27
1. Оценка объекта недвижимости методом сравнительного анализа продаж (квартира) 27
2. Оценка объекта основных средств (ПК) 28
3. Оценка объекта ИС и НА 29
4. Оценка стоимости предприятия методом сделок 29
Литература 31

ВведениеПереход нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.
Капитал предприятия - товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной мере определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития.
Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав - акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т. д.
Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену.
По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала. Вместе с тем практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки предприятий по стоимости их имущества несовершенны, поскольку они оценивают фактически лишь затраты на создание собственности.
Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, теряет право на присвоение будущих доходов, причем зачастую теряют эти права и действительные собственники предприятий - их работники. Поэтому не учитывать будущие доходы от собственности при ее продаже неправомерно. Однако оценка бизнеса предприятий только на основе будущих доходов также может быть ошибочна. Очевидно, что инвестора в первую очередь интересуют будущие доходы, а не необходимые затраты на создание объекта. В силу этого проведение оценки бизнеса предприятия требует использования всего многостороннего комплекса подходов к ней: с точки зрения затрат на создание предприятия, его будущей доходности и цен продажи капитала аналогичных предприятий на рынке. Поэтому выгоднее всего строить бизнес оценочной деятельности, объединяясь с финансовыми менеджерами, аудиторами, экономистами.
Для того чтобы оценка стоимости предприятия была достоверной и точной, необходимо строго соблюдать технологию оценки. Технология включает в себя ряд последовательных этапов: определение цели и функции оценки, разработка плана оценки объекта, определение наилучшего и наиболее эффективного способа использования объекта, сбор и анализ необходимой информации. Точность оценки стоимости предприятия зависит также и от правильности использования методов оценки.
Список литературы1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., Филинъ, 1997.
2. ГК РФ (Часть I и II).
3. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. М., ИНФРА-М, 1997.
4. Демонт Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. М., РОО, 1994.
5. Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. М., ЮНИТИ, 1996.
6. Единые стандарты профессиональной практики оценки (США). В сб. Проблемы оценки недвижимости и бизнеса в экономике переходного периода. М., РОО, 1994.
7. Есипов В., Махавикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса. - СПб: Питер, 2001.
8. Ковалев А.П. Как оценить имущество предприятия. М., Финстатинформ, 1996.
9. Ковалев А.П. Оценка стоимости имущества промышленного предприятия. Учебное пособие. М., "Станкин", 1995.
10. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности, 1997.