Участие в музыкальной субкультуре как фактор социализации молодёжи.56

СодержаниеВведение 2
Глава 1. Деск-ресеч 7
1.1.Причины возникновения музыкальных молодёжных субкультур 8
1.2.Существующие социальные стереотипы, касающиеся молодежных музыкальных субкультур их реальная конъюнктура 10
1.3.Субкультуры и практика самоидентификации подростка. 12
Глава 2.Контент-анализ 16
Заключение 22
Список использованных источников 24
ВведениеАктуальность темы исследования. Молодежь - одно из главных богатств любого общества, важнейший движущий его фактор. В частности, неоспоримы политическая и культуротворческая роли молодежи, которые она приобретает в периоды общественных перемен уже не в качестве возрастной группы, а как новое поколение.
Учитывая такую базисность молодежного начала в динамике социальных изменений, необходимо выделить проблему становления личности подростков, адекватной их социализации. Регулируемые механизмы социализации молодежи прямым образом отражаются на ее идейных культурных и нравственных ориентациях.
Подростки находятся в постоянном состоянии конфликта с самими собой и окружающим их обществом: они уже не позиционируют себя с детьми, т. к. ощущают увеличившиеся к ним требования и резко возросшую ответственность за свои поступки и решения, которые они учатся нести, но при этом взрослые еще не принимают подростков как равных себе. Таким образом, подросток пребывает в маргинальном состоянии, не имея возможности к самоидентификации, будучи уже не ребенком, но еще не взрослым.
Чтобы снять возрастающую фрустрацию, спровоцированную постоянными внутри- и межличностными конфликтами, подросток, пытаясь самоидентифицироваться, ищет поддержки в той или иной молодежной субкультуре, так как общество не дает ему возможности полноценно себя определить, ставит его на промежуточную ступень.
Субкультуры появились как индикатор социально-политического положения в стране, ведь молодежь - наиболее остро воспринимающая и реагирующая на изменения социальная группа, которая, к тому же, как правило, мало защищена в законодательном плане. Примером тому -возникновение субкультуры хиппи как реакции молодежи 60х годов на войну во Вьетнаме, панков как реакции на жесткую политику Маргарет Тэтчер. В России же ситуация обстоит по-другому: в отличие от западных образцов, в СССР была внедрена иная система социализации личности, когда у каждого возрастного периода были свои роли и соответствующие организации: октябрята, пионеры, комсомольцы - и это вполне заменяло советским подросткам субкультуры и популярную музыку во всем ее стилевом многообразии. Однако же, в 60х годах появляются так называемые "стиляги", которых можно уже причислить к образованной молодежной субкультуре. В 70-80х годах с ослаблением "железного занавеса" в СССР проникли рок, диско, другие направления западной популярной музыке, а вместе с ними - западные субкультуры.
И сейчас, в России первого десятилетия 2000х институт молодежных субкультур, в особенности, основанных на общности музыкальных интересов их членов, широк и развит как никогда. И все чаще, стремясь подавить психологическую нагрузку, связанную с проблемами так называемого "переходного возраста", желая самоидентифицироваться, современные подростки вступают в эти самые субкультуры. Насколько этот шаг оправдан, и насколько близкий к желаемому результат принесет подростку пребывание в рамках той или иной музыкальной субкультуры - вот главные вопросы данного исследования, цель которых - найти на них максимально полный и точный ответ.
Объект исследования: Молодежь в возрастной категории 14-20 лет.
Предмет исследования: Музыкальные субкультуры, представленные в молодежных нонконформистских объединениях.
Цель исследования: Выявить, изучить и описать возможности и особенности музыкальных субкультур как канала социализации молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучить социокультурные характеристики современных музыкальных субкультур.
2. Рассмотреть и изучить внутренние особенности музыкальных субкультур в связи с бытующими социальными стереотипами их восприятия.
3. Выявить причины возникновения музыкальных субкультур как обособившихся от культуры конформизма, культуры "официально" принятой.
4. Изучить процесс становления и изменения личности участников музыкальных субкультур в контексте их пребывания внутри этих субкультур.
5. Оценить продуктивность музыкальных субкультур как канала социализации молодежи.
Рабочие гипотезы:
1. Молодежные субкультуры, в том числе и музыкальные, возникают как попытка коллективного решения переживаемых проблем, возникающих из-за противоречий в социальной структуре и вынужденного пребывания подростков в маргинальном состоянии.
2. Большинство существующих социальных стереотипов, касающихся молодежных музыкальных субкультур, не соответствуют их реальной конъюнктуре.
3. В процессе взросления участники субкультур отводят им в своей жизни все более второстепенное место в сравнении с институтом семьи, ценностями образования и карьерного роста.
4. Большинство широко известных субкультур синтезированы СМИ. Эти субкультуры, ставшие неотъемлемой частью подростковой моды, не выполняют свою первоначальную функцию - предоставлять подростку практику самоидентификации.




Степень разработанности проблемы:
Проблема данного исследования касается социологического и психологического видения ситуации. На данный момент существует немало накопленного материала по данной тематике.
Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф "Молодежная субкультура в современной России" написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается "культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов". Автор настаивает на том, что молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, что "существует некое субкультурное "ядро", которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению". Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Сикевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и др. "Социология молодежи"
Наиболее полно данная тема освещена в сети Интернет.
Операционализация и интерпретация базовых понятий:
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Субкультура (подкультура, лат. sub - под, + культура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Конъюнктура - множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности и характеризующих её в определённый период времени.
Самоидентификация человека - стремление проявить себя через персонификацию, выбрав именно то, что отвечает его ценностным ориентациям. Самоидентификация является одним из важных механизмов формирования "Я-концепции".
Самоидентификация:
" отбор новых личностных и социальных ценностей в структуру идентичности;
" переструктурирование идентичности в соответствии с особенностями новых элементов, вошедших в ее структуру;
" определение индивидом значения и ценности новых элементов идентичности и сопоставления их с предыдущими социальными ценностями, также входящими в структуру идентичности.
Деск-ресеч (кабинетное исследование) - обработка уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом").
Вторичная информация - данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент проблемы.
Контент-анализ - количественный анализ информации с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Список литературы1. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В. В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008
2. Гунтарова И.В. О последствиях восприятия телевизионной информации молодёжью // Воспитание молодёжи. 2005.
3. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. - Казань, 1997.
4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. - М., 2004.
5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10.
6. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. - СПб., 1999.
7. Никандров Н. Д. - "Воспитание и социализация в современной России" М., 2000.
8. Никулина О. В. Молодежная субкультура: за и против. М., 1985
9. Омельченко Е. С. Молодёжные культуры и субкультуры М: Изд-во "Институт социологии РАН", 2000.
10. Омельченко Е. С. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004
11. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ. Саранск, 2000.
12. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. - 1997.
13. Туркатенко А. Б. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии / А. Туркатенко // Знание-сила. - 2007.
14. Хебдиджа Д. Т. "Субкультура. Значение стиля" //Теория моды. - 2008.
15. Щепанская Т.Б."Символика молодёжной субкультуры": С-Птб, Наука, 1993.
16. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004.
17. Шабанов Л. В. - "Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность" Томск: ТГУ, 2005.
18. Фромм Э. - "Бегство от свободы" М.: АСТ - Минск: Харвест, 2005.
Интернет источники
1. Молодёжные субкультуры и движения http://vampiry.net/
2. Субкультуры http://www.sub-culture.ru/
3. Молодёжные субкультуры, жизнь вне общества http://subculture.narod.ru/texts/index.html
4. Молодёжный портал: Результаты социологического исследования "Молодёжные субкультуры" http://molportal.ru/content