Особенности сюжета в любовных частушках Воронежской области 1

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Система образов в любовных частушках
Воронежской области 8
Глава 2. Особенности сюжета в любовных частушках
Воронежской области 21
Глава 3. Мотивы любовных частушек в лирике
М.В. Исаковского 42
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение

ВведениеВведение
Такой особый жанр народного творчества как частушка возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно усилилась роль личного, индивидуального, то есть в XIX - XX века. Еще Е. В. Аничков справедливо отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо, чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического, то частушки он назвал "строго-лирическими песнями", которые выражают то или иное чувство "в самый момент его пробуждения" .
В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии, проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора. Об этих ее особенностях говорили уже первые собиратели и исследователи. Так, например, собиратель саратовских частушек Н. А. Арефьев, деятельность которого высоко ценил А. М. Горький, характеризуя содержание собранных им частушек, говорил, что это "свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях из человеческой души" . По определению В. Н. Перетца, частушки в большинстве своем - "...это экспромты, в массе нарождающиеся и в массе гибнущие" .
В. И. Симаков в экспромтном характере возникновения частушки видел ее главную, определяющую жанровую особенность. В неопубликованной, написанной незадолго до смерти статье "О частушке, об ее значении в народном быте" он писал: "Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся к ее определению как особого народного типа народной поэзии" .
В силу отмеченных жанровых качеств и особенностей возникновения частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного значения, и "откликается на каждую малость жизни" (Г. Успенский) .
Частушка "консервирует" живой разговорный язык, региональные особенности языка разных областей, что дает материал для изучения лингвистам. Также в частушке находят отражения особенности народной психологии, обычаи, нравы, частушка быстро реагирует на исторические и социальные явления, передает их оценку в народной среде. С этой точки зрения частушка представляет интерес для историков, культурологов и других специалистов. Частушки же любовной тематики наиболее часто распространены, так как частушка - это, в основном, это молодежный жанр. Частушка оказала заметное влияние на творчество многих известных писателей - А. Кольцова, С. Есенина, А. Твардовского и других. Все эти аспекты определяют актуальность исследования.
Целью исследования стало рассмотреть систему образов, особенности сюжета и изобразительно-выразительных средств в любовных частушках Воронежской области.
Задачи:
1) Исследовать систему образов в любовных частушках Воронежской области;
2) Исследовать особенности сюжета в любовных частушках Воронежской области;
3) Исследовать мотивы любовных частушек в лирике М.В. Исаковского.
Изучение фольклора Воронежской области, в том числе частушек, имеет давнюю историю. Работа по собиранию, обработке и анализу фольклорного материала в Воронежской области началась еще в ХIХ веке. Первые записи воронежских песен и пословиц были сделаны известным воронежским поэтом - А.В. Кольцовым. Эту же работу продолжили: поэт И.С.Никитин, знаменитый издатель русских народных сказок, фольклорист и мифолог А.А.Афанасьев, писатели А.И. Эртель, Е.М. Милицина, настойчивый энтузиаст распространения воронежской народной песни М.Е.Пятницкий.
В конце 20-х - начале 30-х годов развернулась масштабная деятельность по сбору фольклорного материала, как воронежскими исследователями, так и учеными из Москвы и Ленинграда.
В 1936 году Областное книгоиздательство, Воронежское отделение ССП совместно с пединститутом (образованном на базе педагогического факультета ВГУ) организовали экспедицию в Богучарский, Нижнедевицкий и другие районы области. Результатом работы экспедиции стал сборник "Песни и сказки Воронежской области".
В составе экспедиции работали А.М.Новикова, И.А. Оссовецкий, М.А.Певцов, А.В.Мухин, В.П.Дорохов, С.А.Ананьин. Раздел "Песни" и комментарии к нему составлены А.М.Новиковой и И.А. Оссовецким, раздел "Частушки", в основном, - А.В.Мухиным.
В сборник вошли 47 свадебных, 41 любовных, 20 семейно-бытовых, 18 сатирических, 10 солдатских песен, песни о революции и гражданской войне, народные переделки литературных произведений, частушки и сказки.
Планомерная работа по собиранию и изучению фольклора начала проводиться на кафедре русской литературы, открывшегося в 1941 году филологического факультета Воронежского государственного университета.
Эта работа заметно активизировалась с приходом на кафедру выпускника МИФЛИ, ученика акад. Ю.М.Соколова Сергея Георгиевича Лазутина (1919-1993). В 1941 г. он окончил МИФЛИ, был участником Великой Отечественной войны, после войны закончил аспирантуру МГУ. С 1949 г. по 1994 г. работал в Воронежском государственном университете. С 1975 г. возглавил созданную им кафедру теории литературы и фольклора.
Научные интересы С.Г. Лазутина определились уже в студенческие годы. Ряд лет он работал в семинаре выдающегося советского фольклориста акад. Ю.М. Соколова. В 1941 г. (перед войной) под ред. Ю.М.Соколова и Э.В. Гофман (Померанцевой) вышел сборник "Фольклор Тамбовской области", в подготовке которого самое активное участие принял студент С. Лазутин.
С.Г. Лазутин исследовал все основные жанры русского фольклора: сказки , былины, пословицы, поговорки и др., однако центральное место в его работах занимают песенные жанры русского фольклора.
В послевоенной советской фольклористике одной из важнейших задач становится исследование истории русского фольклора. С.Г. Лазутин активно включается в разработку этой актуальной проблемы. В 1955 г. он публикует большую статью "История развития и общественное значение русской народной песни". Затем выходит его монография "Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра" (Воронеж, 1960), "Очерки по истории русской народной песни" (Воронеж, 1964) и книга "Русские народные песни (М., 1965). Все эти работы представляют собой обстоятельное исследование, построенное на огромном (в большей степени архивном) материале.
В монографии "Русская частушка" впервые в нашей науке убедительно решена проблема происхождения частушек, показаны исторические условия, жизненные и поэтические истоки нового песенного жанра.
Новизна исследования заключается в том, что исследована любовная частушка Воронежской области как особая группа частушек, а также рассмотрены общие мотивы для любовной частушки и песенного творчества поэта М.В. Исаковского.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов тематического деления и мотивов любовной частушки Воронежской области.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала для разработки спец. курсов по изучения фольклора и краеведения, при подготовке семинарских занятий.
Структура работы: работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена изучению системы образов в любовных частушках Воронежской области, рассматриваются специфика образов деревенских героев, их внешности, описание деревенского быта и обычаев, пространственно-временные особенности любовных частушек и условия бытования частушки.
Вторая глава посвящена изучению особенностей сюжета в любовных частушках Воронежской области.
В третьей главе рассматриваются общие мотивы для любовной частушки и лирики М.В. Исаковского.




Список литературы

Список литературы

1) Азадовский М.К. История русской фольклористики, тт., 1-2. М., 1958-1963.
2) Азадовский М.К. Статьи о литературе о фольклоре. М., 1960.
3) Азбелев С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклор-ному материалу // Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б.Н. Путилов. М.; Л., 1966. С. 60-302.
4) Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. С. 19-32 (песенные варианты).
5) Акимова Т.М., Архангельская В.К., Бахтина В.А. Русское народное поэтическое творчество: Пособие к семинарским занятиям. М., 1983.
6) Актуальные задачи собирания и изучения фольклора южных областей России / Материалы II региональной научно-практической конференции. - Воронеж, 1994.
7) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.187.
8) Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетики. М., 1989 и любое другое издание этой работы.
9) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.,1971.
10) Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства: Сб. ст. М., 1971. С. 369-383.
11) Бузник В.В. Михаил Исаковский сегодня: к проблеме литературной преемственности / В.В. Бузник // Русская литература. - 1979. - № 4. - С. 58-59.
12) Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
13) Воронежские народные песни: Сб. фольклор. Записей студентов под ред. доц. С.Г.Лазутина. - Воронеж, 1962. 152 с.
14) Воронежские частушки / Сост. С.Г.Лазутин. - Воронеж, 1958. - 155 с.
15) Громыко М.М. Мир русской деревни: [книга о культуре русских кресть-ян XVIII-конца XIX века]. М., 1991.
16) Гусев В. Эстетика фольклора. Л., 1967.
17) Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1994.
18) Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства / Отв. ред. Л.И. Емельянов. М., 1966 (гл.: "О специфике фольклора и ее материальной обусловленности" С. 9-64; "Особенности художественного метода фольклора" С. 324-364).
19) Жукас С.О соотношении фольклора и литературы. - В кн.: Фольклор: Поэтика и традиция. М., 1982.
20) Земцовский И. Народная музыка и современность: К проблеме определения фольклора. // Современность и фольклор. М., 1977.
21) Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учеб-ных заведений. М., 1998.
22) Ильин В.В. Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Материалы научной конференции 23-25 мая 1999 г. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 7.
23) Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, "Звезда",1943, №4.
24) Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учеб-ник для студ. филол. фак. ун-тов. М., 1977, 2-е изд. М., 1983.
25) Культурное возрождение. Проблемы изучения народного творчества и литературы / тезисы III региональной научно-практической конференции. - Воронеж, 1995.
26) Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960, с. 71-100.
Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. Пермь, 1974, с. 125.
Квятковский А. Ритмология народной частушки.- Русская литература, 1962, № 2, с. 92.
Колпакова Н. П. Типы народной частушки.- Русский фольклор. М.-Л., 1966, вып. 10.
27) Лазутин С.Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. - Воронеж, 1960.- 262с.
28) Левинтон Г.А. Замечания к проблеме "литература и фольклор".// Труды по знаковым системам. Вып.VII.. Тарту, 1975.
29) Литвин Э.С. Поэзия Исаковского и народное творчество / Э.С. Литвин. - Смоленск, 1955. - 204 с. (фх . 281387)
30) Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1960. С. 4.
31) Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л., 1989.
32) Масик В. Жанровое своеобразие поэзии М. Исаковского / В. Масик // Подъем. - 1960. - № 1. - С. 140-151.
33) Масик В. О народности поэта: [к характеристике творчества М. Исаковского] / В. Масик // Нева. - 1961. - № 7. - С. 167-170.
34) Молодежные частушки / Сост. С.Г.Лазутин. - Воронеж. - 1959. - 95 с.
35) Народные песни Воронежской области / под ред. С.Г.Лазутина. - Воронеж, 1974. - 143 с.
36) Народные частушки в творчестве С.Есенина // Проблема взаимодействия литературы и фольклора. - Воронеж, 1984. - С.54-64.
37) Паперный З. Поэтическое слово у Твардовского. - Вопросы литературы, 1979, № 7, с. 54-55.
38) Поликанов А.А. Народность поэтики М.В. Исаковского / А.А. Поликанов // Русская речь. - 1990. - № 1. - С. 116-120.
39) Поэтика русского фольклора: Учеб. Пособие для студентов филологических специальностей университетов. - М., 1981. 222 с.
40) Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора. - В кн.: Фольклор и действительность. М., 1976. С.83-116.
41) Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1967.
42) Розанов И. Н. От книги в фольклор: Какие стихи становятся популярной песней // Лит. Критик. 1935. № 4.
43) Русское устное народное творчество: Учебник для филол. фак. ун-тов. - М, 1977. - 375 с. с рис. - В соавт. С Н.И.Кравцовым.
44) Соболев П. М. К вопросу о ритмико-метрической структуре частушек. - В кн.: Художественный фольклор. М., 1927, вып. 2-3, с. 134.
45) Фольклор Воронежского края. Библиографический указатель. Сост. В.А. Павлова. - Воронеж, 1965.
46) Фольклор и литература: Проблемы изучения. Сборник статей. - 2001. - 281 с.
47) Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981.
48) Частушки Воронежской области: записи 1949 - 1953 гг. / Сост. С.Г.Лазутин. - Воронеж, 1953. - 155 с.
49) Частушки Черноземья / Под ред. Лазутина, А.И Кретова. - Воронеж, 1970.- 312 с.
50) Чистов К.В. Введение // Русское народное творчество: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Г. Богатырева. М., 1966. С. 5-39.
51) Чичеров В.И. Русское народное творчество: Учеб. пособие. М., 1959 (Введение, с. 3-22).
52) Шибанова М.П. Народнопоэтические и древнерусские литературные традиции в поэме А.Т.Твардовского "Дом у дороги". // Творчество Твардовского и русская литература. - Воронеж, 2000., С.177-186.
53) Шибанова М.П. О функциях повторяемости в поэтическом языке русского фольклора (на материале былин и лирических песен). // Культурное возрождение. Проблемы изучения народного творчества и литературы (тезисы Ш региональной научно-практической конференции.) - Воронеж, 1995.