"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК НАУЧНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 7
1.1 Характеристика речевого этикета у специалистов по организации социокультурных мероприятий 7
1.2 Психолого-педагогические условия формирования речевого этикета 16
ГЛАВА 2 . ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 34
2.1 Констатирующий этап 34
2.2 Формирующий этап 35
2.3 Контрольный этап. Результаты исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 55

ВведениеАктуальность темы исследования. В настоящее время в условиях сложной духовной ситуации в современном обществе возникла необходимость разработки проблем, связанных с характером и культурой национального общения. Формулы речевого общения (отдельные слова, словосочетания, предложения, регулирующие правила речевого поведения человека в обществе) занимают важное место в речевом этикете. Языковая культура личности помогает выбрать ту или иную форму, соответствующую ситуации общения. Речевые формулы каждого этикетного жанра начали складываться в результате развития общества с момента зарождения русского этикета и вобрали в себя весь положительный опыт взаимодействия человека с общностью людей. В XX в. в результате неоднократных коренных социальных трансформаций стали меняться сложившиеся к началу прошлого столетия этикетные правила.
Светский этикет в 20-х годах XX века был практически уничтожен, и появились новые акценты в структуре советской культуры поведения.
Актуальность темы исследования заключается в ее связи c сложившейся ситуацией в современном социально - культурном мире, так как в настоящее время наблюдается понижение качества общения, нехватки этикетных жанров и выразительности.
В XXI в. Становление СКД как самостоятельной науки повлекло интерес к проблеме функционирования кадров в социо - культурной среде, и является важным рассмотрение вопроса об особенностях внедрения культуры речевых жанров и повышения уровня культуры речи, а так же профессиональной компетентности. Система обучения речевому этикету, разработанная для работников данной сферы услуг рассматриваются в данной работе как один из источников информации о возможном выборе и нормах оформления той или иной формулы речевого этикетного жанра и реакции на нее.
Обобщая выше изложенное отметим, что в сфере функционирования речевого этикета специалистов по организации СКД наметился ряд противоречий:
- между потребностью в формировании навыков и не достаточным вниманием к данному аспекту в подготовке профессиональных кадров по организации социо - культурных мероприятий;
- между общей педагогической разработкой проблемы речевого этикета и не направленностью изучаемых методик на специалистов в сфере организации СКД;
- между историческими факторами влияющими на развитие речевого этикета и культурной сущьностью человека.
Данные противоречия обуславливают проблему заключающуюся в поиске эффективной методики формирующей навыки речевого этикета у специалистов по организации СКД.
Целью работы является выявление психолого - педагогических аспектов развития речи и коммуникативных особенностей у работников сферы культурно - досуговых услуг и апробировать инновационную методику, направленную на приобретения качественно нового уровня общения, и изучения формул речевого этикета сотрудниками студии событий "Puzzle".
Задачи исследования:
- выявить критерии характеристики речевого этикета специалистов по организации социально-культурных мероприятий.
- выявить психолого-педагогические условия формирования речевого этикета.
- провести опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков речевого этикета у специалистов по организации социально-культурных мероприятий.
- реализовать внедрение результатов опытно - экспериментального исследования в практику студии событий "Puzzle".
Объектом настоящей работы является педагогический процесс формирования речевого этикета у специалистов по организации социо - культурных мероприятий.
Предметом данной работы являются методы формирования речевого этикета у специалистов по организации социо - культурных мероприятий.
Гипотеза исследования предположение о том, что формирование навыков речевого этикета у специалистов по организации социально-культурных мероприятий станет эффективнее при условии уcпешного внедрения разработаннойформирующей методики для специалистов СКД.
Материалом работы послужили примеры этикетных формул речевых жанров представленных в работах исследователей данной проблематики. Объем исследуемого материала позволил создать историческую картину этикетных речевых формул, проследить произошедшие изменения в их функционировании.
Степень научной разработанности
Работы таких исследователей как А. Брызгуновой; В.И. Венедиктовой; Д. Войводич; Е.А. Войцевой; Н.С. Гребенщиковой; Г.Е. Крейдлин; Л.П. Крысина; Б.А. Ларина; О.А. Луцевой; В.Г. Руделева; И.А. Стернина и других. Изучены диссертационные исследования Т.В.Абрамовой; О.А. Агарковой; Л.Э. Безменовой; А.Г. Бердниковой; И.В. Дорофеевой; Н.А. Емельяновой; Е.А. Красиной; В.В. Леонтьева; М.В. Остроуховой; В.В. Плешаковой; Е.Г. Романовой; Т.Н. Савчук; И.В. Сальниковой; Р.В. Серебряковой; А.А. Соловьевой; А.О. Стеблецовой; В.А. Шемаровой и других.
Исследования классиков по СКД КДД: В.Ю. Киселёва Красильников А.Д. Жарков.
Теоретико-методологической основой исследования является комплекс концептуальных идей по теории и истории речевого этикета (А А. Акишиной, Н.И. Формановской; Л.А.Введенской; А. Вежбицкой; В.Е. Гольдина; В.И. Карасика; Ю.Н. Караулова; Н.И. Формановской и других).
Новизна исследования заключается в решении проблемы этикета как государственной проблемы, решение которой позволяет рассмотреть систему с учетом всего, что накоплено ушедшим поколением и до сих пор хранится в культуре российского народа как бесценный клад культурного наследия. С этой целью устанавливается достаточно полный объем формул речевого этикета и анализируется выявленный корпус формул жанров речевого этикета.
Методы исследования: в исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретичские: анализ, синтез и систематизация ведущих источников по проблемам этикета;
- матричная и математическая обработка результатов полученныхв ходе констатирующей и контрольной частях эксперементальной работы;
- эмпирический: опрос - анкетирование респондентов по разработанной в ходе исследования анкете на контролирующих этапах работы;
- используются описательный метод, методы сплошной выборки, приемы систематизации, наблюдения и обобщения.
- педагогический эксперимент, путём апробации разработанной методики обучения;
Инвентаризация собранного материала позволила использовать метод классификации.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии теории языковой коммуникации, в исследовании формул и жанров речевого этикета в российском обществе. Практическая значимость состоит в возможности использования основных положений исследования в коммуникативно культурной сфере.
Основные положения, выносимые на защиту:
- характеристика речевого этикета специалистов по организации социально-культурных мероприятий.
- психолого-педагогические условия формирования речевого этикета.
- результаты опытно-экспериментального исследования по формированию навыков речевого этикета у специалистов по организации социально-культурных мероприятий.
- успешность реализации опытно-экспериментального исследования в практику студии событий "Puzzle".
Дипломная работа состоит из двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемых источников.




Список литературы1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст] / А.А. Акишина, Н.И. Формановская: (Пособие для студентов-иностранцев). 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1983. - 181с.
2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 171с.
3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия-Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198с.
4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 116с.
5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина - СПб.: Лань, 1997. - 176с.
6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003. - 40с.: Ил.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М., 1988. - 675 с.
8. Педагогическое наследие: Каменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. [Текст] / Сост. Кларин М.В., А.И. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
9. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 225 с.
10. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.:Наука, 1986. - 225с.
11. Развитие творческой активности школьников[Текст] / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с.
12. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин: ( В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
13. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения [Текст] / В.В. Соколова. - М., 1995. - 288 с.
14. Соколова, В. В. Речевая культура школьников [Текст] / В.В. Соколова. - Горький, 1989. - 290 с.
15. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. - Мн., ПКИП "Асар", 2009. - 96с.
16. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] /Избран, пед. соч.: В 3-х т.Т.1. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
17. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н.И. Формановская. - М., 1989. - 159 с.
18. Формановская, Н.И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого-поведения [Текст] / Н.И. Формановская //Функционирование литературного языка в уральском городе: Сб. науч. тр. - Свердловск, УрГПУ, 1990. С. 13-20.
19. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты [Текст] / Н.И. Формановская. - М., 1987. - 126 с.
20. Формановская, Н.И. Употребление русского речевого этикета [Текст] / Н.И. Формановская. - М.: Рус.яз., Ханой: Просвещение, 1987. - 216 с.
21. Цицерон, М. Т. Три трактата об ораторском искусстве [Текст] / Пер. с лат. Ф. А. Петровского и др.; под ред. М. Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972. - 270 с.
22. Чеснокова, Л.Д. Функционально-семантическая модель вежливости и ее реализация в тексте [Текст] / Л.Д. Чеснокова. - Таганрог, 1999. С.4. Ягодинский, В.Н. Наш этикет [Текст] / В.Н. Ягодинский.-М.: Мол.гвардия, 1988. - 235 с.